Уклінно просимо заповнити Опитування про фемінативи  


Попередня     Головна     Наступна





Владимир АНТОНОВИЧ

МОЛДАВСКИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕСТЕ ПОГРЕБЕНИЯ И МОГИЛЕ МАЗЕПЫ



После бегства Карла XII из-под Полтавы в турецкие пределы, Мазепа умер в лагере шведского короля около Бендер, в селе Варнице. Место его погребения оставалось долго неизвестным. Бантыш-Каменский, описавший подробно похороны Мазепы на основании известий, заимствованных Энгелем из шведских источников, высказал предположение о месте его погребения в слишком положительной форме, утверждая, что «тело Мазепы предано земле в Варнице близ /248/ Бендер». Сведение это повторил Николай Маркевич в своей «Истории Малороссии» еще в более положительной форме", описав похороны со слов Бантыш-Каменского, Маркевич заключает рассказ словами: «Он лежит в Варнице близ Бендер». Н. И. Костомаров в первом издании своей монографии о Мазепе повторил мнение Бантыш-Каменского о похоронах в Варнице, но, нашедши в шведских источниках ошибочное сведение о переносе тела гетмана в Яссы, старался помирить оба известия: вследствие этого он говорит: «Его (Мазепу) опустили в землю недалеко от королевского стана в Варнице, близ Бендер, но, спустя немного времени, перевезли гроб его в Яссы и там совершили торжественные похороны». Затем следует подробное описание похорон по известиям Энгеля, Бантыша и шведских мемуаров. Между тем, мнение, высказанное Бантышем, мало-помалу распространилось среди публики; туристы заезжали по временам в Варницу и разыскивали место погребения Мазепы — таковым признали древний, дохристианский, полуосыпавшийся курган на берегу Днестра и на нем предавались размышлениям о судьбе Мазепы и суете земного величия.

Ошибка Бантыша первый раз была обнаружена в «Киевской Старине» 1883 года; здесь был напечатан допрос, снятый с одного из более видных сторонников Мазепы — Григория Павловича Герцыка, который в 5 пункте своего ответа показал, что после смерти Мазепы племянник последнего, Войнаровский, посылал Герцыка с двумя «челядниками» провожать тело Мазепы из Бендер в Галац, «где тамошним митрополитом тот труп тамо похоронен». Ввиду этого известия Н. И. Костомаров во втором издании «Мазепы» со свойственной ему научной добросовестностью отстранил мнение Бантыша о погребении в Варнице и шведские известия о похоронном торжестве в Яссах и признал Галац местом погребения умершего гетмана.

Таким образом, был констатирован факт погребения Мазепы в Галаце; гораздо более подробный рассказ об этом факте и о последующей судьбе Мазепиной могилы мы нашли недавно в румынских источниках. Несколько отрывков из молдавских летописей, или, точнее, мемуаров, относящихся к истории первой четверти XVIII в., изданы были во французском переводе майором Кагальничано в Яссах в 1845 году, под заглавием: «Отрывки из молдавских и валашских хроник, как материалы для истории Петра Великого, Карла XII, Станислава Лещинского, Дмитрия Кантемиру и Константина Бранкована». Во втором из отрывков, помещенных в этом издании, извлеченном из хроники Николая Костина, великого логофета Молдавии (1662 — 1711), находим следующие интересные сведения о смерти и погребении Мазепы: /249/

«18 марта 1710 года умер в Бендерах гетман Мазепа. Похоронный обряд был совершен в приходской церкви села Варницы около Бендер, затем его тело отправлено в Галац, где оно было похоронено в монастыре св. Георгия; но даже в могиле Мазепа не нашел спокойствия, которым не пользовался при жизни. Несколько месяцев спустя после похорон, во время прутской кампании, бывшей при господаре Дмитрии Кантемире, турки заняли и разграбили город Галац; они отрыли тело Мазепы, рассчитывая найти большие сокровища в его могиле и, как говорят, выбросили его кости на берег Дуная. Утверждают, что после его смерти у него нашли сумму в 160.000 золотых червонцев и, сверх того, значительное количество серебряной монеты; но из них 40.000 червонцев взял Карл XII, остальное же имущество досталось его племяннику Войнаровскому».

Заинтересованный этим известием издатель отрывков, г. Кагальничано, нарочно отправился в Галац для проверки известия на месте и для собрания сведений о современном ему состоянии мазепиной могилы. Вот интересные и подробные сведения, которые ему удалось собрать в Галаце о дальнейшей судьбе гробницы злополучного гетмана:

«Монастырь св. Георгия в Галаце — старинное здание, расположенное в прекрасной местности на берегу Дуная; здание само построено генуезцами еще раньше того времени, когда возникло молдавское господарство. Гетман Мазепа был похоронен в нем на самой середине церкви в склепу, сложенном из кирпичей, над ним в полу церкви положена была надгробная плита с надписью и гербом Мазепы, на котором, между прочими эмблемами, был изображен одноглавый орел. Вероятно после опустошения Галаца турками гробница гетмана была восстановлена его приверженцами, ибо надгробная плита, хотя разбитая, до недавнего еще времени находилась посреди церкви; надпись мало-помалу истерлась от хождения по ней, но изображение орла на гербе можно было ясно различить. В 1835 году греческие монахи не знали уже имени лица, погребенного в их церкви; в этом году они хотели похоронить среди церкви умершего тогда бояра, называвшегося сердарь Димитрий Дерекчи-баша; приготовляя для него могилу, наткнулись на свод мазепинского склепа и открыли его; внутри оказался череп и скелет гетмана, монахи отодвинули в сторону неведомые им останки и в том же склепу положили упомянутого бояра. Несколько лет спустя молдавское правительство издало указ, воспрещавший хоронить мертвых внутри церковных зданий; тогда родственники Дерекчи-баши открыли гробницу его, вынули его останки, вместе с костями Мазепы и, отслужив /250/ панихиду, перенесли их в новую гробницу, приготовленную вне церкви направо от входа. Тогда же снята была и старая разбитая надгробная плита и в качестве исторического памятника подарена Михаилу Гике, брату бывшего молдавского господаря, собиравшему исторический музей. Вероятно поныне она находится в его дворе среди множества других камней с надписями и изваяниями, которые он собирал на пространстве всего молдавского княжества».

«Так как на старой надгробной плите явственно можно было отличить орла, то родственники Дерекчи-баши, заказав новую плиту из белого мрамора, приказали на ней вырезать такое же изображение, в воспоминание лица, случайно разделившего могилу близкого им человека; но резчик, не заботясь о геральдической точности, изобразил, вместо прежнего, двуглавого австрийского орла. Плиту эту можно видеть поныне по правую сторону у входа в церковь; я ее осматривал в настоящем году (1845), когда ездил в Галац с целью произвести на месте разыскания относительно останков Мазепы».

Таким образом, благодаря научной пытливости г. Кагальничано, собраны на месте сведения о судьбе мазепиной гробницы до 1845 г. Мы не знаем, какая судьба постигла за истекшие 40 лет музей Михаила Гики и хранившуюся в нем плиту, — не знаем также, есть ли в церковных книгах монастыря св. Георгия современная происшествию запись о похоронах Мазепы; но, благодаря точным сведениям, собранным г. Кагальничано, полагаем, что всякий путешественник, заинтересованный южнорусской стариной, весьма легко может собрать в Яссах и Галаце недостающие нам сведения.











Молдавские сведения о месте погребения и могиле Мазепы


Публікується за першим виданням у «Киевской Старине» (1885. Кн. 7. С. 501 — 505).

Існує численна література, присвячена Мазепіані, в кількох публікаціях дискутувалося питання про дату смерті й місце поховання гетьмана Івана Мазепи. З 1992 р. діє спеціальна комісія з числа науковців, культурних і громадських діячів, яка займається пошуками могили Мазепи з метою перенесення праху гетьмана в Україну. На сьогодні ця проблема залишається невирішеною. Традиційно (за Б. Крупницьким) вважається, що Мазепа помер 2 жовтня (за н. с.) 1709 р. у с. Варниці поблизу Бендер і був похований у соборі св. Юрія в м. Галаці.

Див.: Крупницький Б. Про дату смерти Мазепи // Праці Укр. наук. ін-ту. Варшава, 1939. Т. 47. С. 90 — 92.

Оглоблин О. Гетьман Іван Мазепа та його доба. Нью-Йорк; Париж; Торонто, 1960.











Попередня     Головна     Наступна


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчанин, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )



 


Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.