[Летопись Густынского монастыря / ЧОИДР. — 1848. — №8. — С.65-76. Приложения М-Т.]

Попередня (Додатки А-Л)     Головна     Наступна






М.

ВЪ ДУХУВНУЮ ОСВЯЩЕННУЮ МИТРОПОЛІИ КІЕВСКІЯ КОНСИСТОРІЮ ВЂДОМОСТЬ О ПЕРВОЗАЧАТІИ И УСТРОЕНІИ МОНАСТЫРЯ СВЯТО-ТРОЕЦКАГО ГУСТЫНСКОГО, СОЧИНЕННАЯ ПО УКАЗУ 1765 ГОДА, ФЕВРАЛЯ 23-ГО ДНЯ.


Отъ Рождства Христова 1600 года обитель Свято-Троецкая пустинно-Густинская общежительная Прилуцкая, первозачатіе свое имЂетъ, а началъ оную строить Іеросхимонахъ Іоасафъ, зъ Аθонскихъ горъ пришедшій, первіе въ Лавру Кіево-печерскую зъ Іеромонахомъ Афанасіемъ, первымъ Межигорскимъ фундаторомъ и игуменомъ, съ нимъ же и въ той Межигорской обители значала трудился. Въ Густиню же пришедши зъ двома братіями, Іеромонахомъ Еvфиміемъ и монахомъ Генадіемъ, и обрЂтши мЂсто, островъ, зовомый Густиня, обходящій ввесь рЂкою Удаемъ, гдЂ прежде сидяше пасЂщемъ зъ Путивля Москвитинъ, въ области тогдашнихъ Православныхъ Князей Вишневецкихъ, тамъ же и они сЂдоша, коихъ ощутивши Православніе людіе града Прилуки (кой градъ тогда жъ строился) и окрестніе, благодариша Бога, и аки Ангеловъ земныхъ радостними душами воспріимаху, дающе имъ не оскудними руками потребная, и помощію Божіею съ подаянія и вспоможенія гражданъ Прилуцкихъ и околичнихъ жителей, начаша здати церковь малую Святыя Живоначальныя Троицы, и создаша. Умножившейся же братіи и старцу Іеросхимонаху Іоасафу игумену изнемогающу, тимъ же игуменомъ Іеросхимонахомъ Іоасафомъ и братіею умоленный на его мЂсто игуменское Печерской Лавры начальникъ пещери Преподобнаго Антонія, и по благословенію тоея же Печерскія Лавры Архимандрита Елисея, Исаія КопЂнскій, пришедши въ Густинскій монастиръ, и еще въ живыхъ обрЂтши старца игумена, Іеросхимонаха Іоасафа, и съ нимъ, игуменомъ и братіею, сотворше совЂтъ и испросивше инстанцЂялніе мЂста отъ Князя Симеона Лыка и Симеона Святского, да Іоанна БЂлкевича и протчихъ господъ благочестивыхъ, онъ, Исаія КопЂнскій, самоперсонално зъ братіею шедши на Волинъ до Князя Вишневецкого, Михайла Корибута, и КнягинЂ Раини Могилянки Вишневецкой, благочестивыхъ, просили и получили желаемое, то есть, привилей и листъ до Князя Симеона Лыка, чтобъ оному Густинскому монастыру зъ доволствіемъ угодій ограничилъ мЂсто, и безъ вЂдома его, Исаіи КопЂнского, чтобъ никто болшъ монастирей не строилъ въ маетностехъ его, Князя Вишнивецкого 1614 года тотъ же Князь Лыко здЂлалъ оному монастиру Густинскому зъ доволствомъ угодій ограниченіе, въ 1615-мъ году, и всЂ порядки добрЂ устроивши, онъ, Исаія, возвратился на пещеру, и между первимъ строеніемъ Густинского монастыря бяше игуменъ Межигорскому монастиру. Умершу же игумену Іеросхимонаху Іоасафу 1616 года и Густинскій монастиръ подъ властію своею держаше (Исаія) и бяше Епископъ Премышскій, таже живяше въ Густинскомъ монастирЂ, и въ Ладинскомъ скиту, и въ Мгарскомъ Лубенскомъ монастирЂ, и оніе монастирЂ со всЂмъ состроивалъ, имЂя на то привилегія Князей Вишневецкихъ. Посля же онъ, отецъ Исаія КопЂнскій, былъ Архіепископъ и Митрополитъ Кіевскій, монастырь же Густинскій зъ прежними угодіями ограниченными и вновь наданными и купленными, грамотами Высокомонаршими утвержденъ 1600 а 1694 годовъ. /66/





Н.

СВЂДЂНІЕ О ГУСТЫНСКОМЪ МОНАСТЫРЂ ИЗЪ «ИСТОРІИ РОССІЙСКОЙ ІЕРАРХІИ.»


Густинскій Святотроицкій Полтавской Епархіи мужескій упраздненный монастырь находится въ Прилуцкомъ уЂздЂ, на острову рЂки, Удай именуемой, разстояніемъ отъ города въ 7 верстахъ. Монастырь сей построенъ въ 1600 году Іеромонахомъ Иліею Торскімъ, съ дозволенія Польскаго Короля, Михаила Корыбута, казеннымъ иждивеніемъ. Въ немъ зданія 4 церкви каменныя: 1) соборная во имя Живоначальныя Троицы съ придЂломъ Пр. Іоанна Кущника; 2) Успенія Божія Матере, съ трапезою; 3) на восточныхъ воротахъ во имя Св. Апостолъ Петра и Павла; 4) на западныхъ воротахъ во имя Св. Николая Чудотворца. Настоятельство съ 1612 было Игуменское. При монастырЂ семъ бываютъ въ году д†ярмарки: 1) въ день Сошествія Св. Духа; 2) Августа 15 дня.



СВЂДЂНІЕ О ТОМЪ ЖЕ ИЗЪ «МАТЕРІЯЛОВЪ ДЛЯ СТАТИСТИКИ РОССІЙСКОЙ ИМПЕРІИ. СПБ. 1841 Г.»


Упраздненный въ 1793 году Густино-Троицкій монастырь, въ Прилуцкомъ уЂздЂ, на верху р. Удая, построенъ въ 1600 году іеромонахомъ Иліею Торскимъ, съ дозволенія Польскаго Короля, Михаила Корыбута, казеннымъ иждивеніемЂ; мЂстами обнесенъ досчатымъ заборомъ, мЂстами каменною (отчасти двойною) стЂною на аркахъ, съ крышею и прорЂзами снаружи и полукруглыми окнами внутри. Въ немъ каменныя строенія: д†церкви, трапеза, при коей также устроена церковь, и службы. Изъ надписей въ церцви Св. Тройцы видно, что она построена, въ 1674 году, Гетманомъ Запорожскихъ войскъ Самойловичемъ; но церковь Св. Петра и Павла и колокольня, устроенная на сЂверныхъ воротахъ, съ комнатами и церковью Св. Муч. Варвары, судя по архитектурЂ, разности въ матеріалахъ и ветхости, должны быть гораздо древнЂе, а вЂроятно построены Княземъ Іереміемъ Вишневецкимъ, который, бывъ избранъ на Польскій престолъ въ 1669 году, подарилъ ихъ, вмЂстЂ съ смежными землями и угодьями, Самойловичу. Есть преданіе, что до учрежденія сего монастыря, не въ дальнемъ отъ него разстояніи, основали себЂ жительство нЂсколько отшельниковъ и устроили небольшую деревянную церковь. Въ послЂдствіи съ этой церкви сорвало вЂтромъ крестъ, который, при паденіи, поставленъ былъ правильно посреди того мЂста, гдЂ нынЂ находится монастырь, что и послужило поводомъ къ основанію его. Строенія всЂ вообще ветхи; стЂны въ нЂкоторыхъ мЂстахъ разрушились. Въ семъ монастырЂ достойны вниманія: огромный иконостасъ въ Троицкой церкви, съ древнею рЂзьбою, и портреты Князя Вишневецкаго и Самойловича; первый писанъ масляными красками, на холстЂ, а послЂдній на стЂнЂ. Строенія состоятъ въ вЂдЂніи. Земской Полиціи *.



* Сообщено МЂстнымъ Начальствомъ.


/67/






О.

ОПИСАНІЕ ЛАДЫНСКАГО ТРЕТЬЕКЛАСНАГО ПОКРОВСКАГО ЖЕНСКАГО МОНАСТЫРЯ.

1825-го года, іюня 20 дня.


I.

Полтавской Епархіи, Прилуцкаго повЂта, при селЂ ЛадынЂ состоящій, имяновавшійся прежде Подгорскимъ, бывшій съ 1786 года заштатнымъ , а нынЂ, по Высочайшему утвержденію оть 1817-го года штатный, Ладынскій Третьекласный Покровскіи женскій монастырь, отстоитъ отъ города Прилуки верстъ за 16-ть, а отъ села Ладына съ западной стороны отдЂленъ небольшою площадью. Стоитъ же на гладкой поверхности возвышенной съ востока горы, съ сЂверозападной стороны имЂетъ приходъ покатистой, а отъ запада ровной. Гора, на которой находится монастырь, отдЂлена большимъ отъ востока и глубокимъ оврагомъ, или рвомъ, въ коемъ протекаетъ маленькая рЂчка, по исторіи о Россійской Іерархіи Ладынка, отъ коей будьто и монастырь наименованіе получилъ Ладынскій; за нимъ простирается къ востоку хребетъ горъ, покрытыхъ лЂсомъ, внизу которыхъ горъ протекаетъ рЂка Удай и обходить монастырь съ востока къ полудню. Насупротивъ монастыря, къ восточной сторонЂ, въ трехъ верстахъ селеніе Подыща, а мЂстечко Журавка находится въ четырехъ оть монастыря верстахъ, ниже по теченію рЂки Удая, за рЂкою, на югозападной сторонЂ.


II.

Имянованіе рЂки Ладынки, подъ монастырскою горою съ сЂверной стороны впадающей въ рЂку Удай, села Ладына и монастыря Ладынскій баснословно производятъ нЂкоторые отъ языческой богини Лады, и говорятъ, что будьто во времена языческаго въ народЂ Славянскомъ невЂрія на томъ мЂстЂ, гдЂ нынЂ существуетъ монастырь (или на другомъ какомъ) стояло капище или статуя богини Лады, и что, по разрушеніи того капища или кумира во время просвЂщенія Христіанскаго, первоначально устроенъ былъ на томъ мЂстЂ храмъ въ честь Покрова Пресвятыя Богородины, а послЂ, по многомъ прешедшемъ времени, устроенъ и монастырь. Но какъ о семъ историческихъ описаній никакихъ не имЂется; къ тому жъ, было ли каковое на семъ мЂстЂ народное населеніе во времена язычества, сомнительно, то на вЂрность сего положиться невозможно, хотя проиизводство слова Ладына оть Лады и кажется сходственнымъ.


III.

Когда построенъ монастырь Ладинскій — неизвЂстно, но существовалъ дЂйствительно еще въ XVI-мъ столЂтіи и былъ мужскій, а 1619 года, генваря 18-го дня, какъ пишется въ книгЂ помянутой Іерархіи, по желанію Киягини Ирины Михайловны Вишневецкой, по переведеніи монаховъ въ Густынскій, близь сего лежащій, монастырь, учрежденъ дЂвичимъ. Сіе самое видЂть можно изъ старой /68/ монастырской ВЂдомости, по силЂ Указа Митрополіи Кіевскія духовной Консисторіи, состоявшагось 1771 года, декабря 24 дня, 1772 года, іюня мЂсяца, сдЂланной, въ коей о монастырЂ пишется такъ: «Монастырь Подгорскій Ладынскій по какому Указу или случаю, и оть кого основанъ и устроенъ, и кто именно въ немъ сначала основанія начальникъ былъ, о томъ въ монастырЂ Ладынскомъ ни по какимъ книгамъ и другимъ дЂламъ вЂдЂнія не имЂется. Находится по Помяннику, изъ стариннаго переведенному, извЂстно, что оной былъ прежде мужеской, и въ немъ былъ начальникомъ НамЂстникъ Іеромонахъ Мартирій; а съ какого года и по какой, того знать неможно. На дЂвичій же Ладынскій устроенъ по привилегіи Раины Могялянки Михайловой, Ксенжны Вишневецкой, Старостины Овруцкой, по прозьбЂ Игумена Густынскаго монастыря, Исаіи, 1619-го года, генваря 18 дня, и отъ самаго онаго монастыря на дЂвичій устроенія была Игуменіею монахиня Александра по 1631-й годъ, и въ томъ году умре.» ПослЂ сего въ означенной 1772 года ВЂдомости слЂдуютъ имена всЂхъ бывшихъ Игуменій, управлявшихъ монастыремъ по 1743-й годъ, въ которомъ, по Указу Преосвященнаго Рафаила, прислана изъ НЂжанскаго монастыря Игуменія Александра (по оной ВЂдомости) Ивановна. Сія Игуменія сдЂлала серебряную съ позолотою ризу на Чудотворную Икону Божія Матери, въ большой каменной церкви находящуюся, какъ явствуетъ на оной ризЂ подпись, сими словами означенная: «Игуменія Александра 1757-го года, декабря 13 дня.» Прописанная, почитаемая всЂми чудотворною, Икона Богоматери, по многимъ истиннымъ зааменіямъ, въ получаемой вЂрными въ болЂзненныхъ обстояніяхъ и случаяхъ, съ усерднымъ упованіемъ притекающими, Божіей помощи, когда явилась, или кЂмъ принесена, нЂтъ такъ же въ монастырЂ никакого описанія; но по живописи ея полагать должно, что Икона сія очень древняя, и, безъ сомнЂнія,отъ первоначальнаго устроенія монастыря существующая.


IV.

Изъ помянутой монастырской 1772 года ВЂдомости усматривается еще:

1. Что 1615 года, сентября 5 дня, состоялся Листъ ограниченія грунту монастыря Подгорскаго Ладынскаго, наданный отъ Польскаго Князя, Семена Лыка.

2. 1619 года, генваря 12 дня, состоялась бумага, содержавшая привилегію Княгини Раины Могилянки Вишневецкой, Старостины Овруцкой, о надачЂ монастырю Ладынскому Подгорскому рЂчки Ладынки съ угодіями.

3. Бумага, состоявшаясь 1819 года, генваря 18 дня, и заключавшая правилегію прописанной Княгины Раины Вишневецкой о переведеніи монастыря Подгорскаго Ладынскаго съ мужскаго на дЂвичій Ладынскій и о надачЂ на монастырь дЂвичій Ладинскій села Ладына со всЂми принадлежащими грунтами и посполитыми.

Таковые Листы и другіе, по ВЂдомости той означенные Универсалы, при учрежденіи штатовъ, когда монастырь Ладынскій оставленъ былъ заштатнымъ, отобраны; прочія же, касающіяся до первоначальнаго устроенія монастыря и о помянутой ИконЂ, извЂстія, если каковы были, то бывшимъ лЂтъ за 90 пожаромъ съ монастырскими зданіями истребились; почему и въ снисканіи слЂдовъ перваго обители сооруженія, при всемъ неутомимомъ желаніи, успЂть невозможно. ПослЂ котораго жалостнаго случая монастырь вновь построенъ стараніемъ бывшихъ Игуменій и подаяніемъ благодЂтелей, въ какомъ положеніи и находился до Высочай-/69/ шаго учрежденія штатнымъ, до прошлаго 1807 года, а съ того времени церкви онаго и нЂкоторыя строенія монастырскія обновлены, пособіемъ такъ же благодЂтельныхъ подаяній и стараніемъ бывшей Игуменіи Варсонофіи и настоящей Игуменіи Маріи, объ усердномъ благоустройст†обители прилагающей неусыпное попеченіе.


V.

О церквахъ Ладынскаго Покровскаго монастыря.

Въ монастырЂ семъ имЂются д†церкви: 1-я, во имя Покрова Божія Матери, каменная, а 2-я во имя Святителя Николая, съ придЂломъ Вознесенія Господня, деревянная. Церковь каменная Свято-Покровская, основанная 1763 года, АпрЂля 13 дня, построена стараніемъ бывшей Игуменіи, Александры, нынЂ внутри и снаружи обновлена и покрыта листовымъ желЂзомъ.

До погорЂнія монастыря церковь Покровская была деревянная и находилась на другомъ мЂстЂ, какъ свидЂтельствуетъ каменная возвышенное, на мЂстЂ бывшаго престола сдЂланная. Церковь деревянная во имя Святителя и Чудотворца Николая, именуемая приходскою села Ладына, съ придЂломъ Вознесенія Господня, такъ же устроенна прежде Игуменіею Александрою, а нынЂ, въ вразсужденіи обветшанія своего, церковь сія, по благословенію Преосвященнаго Меθодія, бывшаго Епископа Полтавскаго и Переяславскаго, прошлаго 1818 года, пособіемъ помЂщика, Θедосія Ивановича Александровича, передЂлана въ теплую церковь.

Въ семъ монастырЂ, на мЂсто деревянной, прошлаго 1823 года, заложена каменная колокольня, коей строеніе еще неокончано.


VI.

Объ утваряхъ и книгахъ Ладынскаго монастыря.

Оставленныя при отборЂ въ Черниговъ прошлаго 1786 года въ Ладынскомъ монастырЂ церковныя утвари (въ числЂ коихъ въ большой церкви находится деревянный, въ серебрянной оправкЂ крестъ съ надписью: «Сей крестъ сооруженъ до обители Святопокровской, Ладынской, року 1712»), всЂ цЂлостны; нЂкоторыя прибавлены, а особливо ризничныя вещи, отъ разныхъ благодЂтельныхъ пособій довольно пополнены и по приличію, къ священнослуженію въ нужномъ количествЂ, снабжены, о коихъ описи въ Полтавской Духовной Консисторіи находятся; равно и книги церковныя, къ обиходу священнослуженія церковнаго надлежащія, такъ же въ нужномъ количест†имЂются. Сверхъ же сихъ книгъ находятся еще къ употребленію малоспособныя, ветхія церковныя книги, о коихъ при семъ прилагается слЂдующій Списокъ.

Списокъ старымъ церковнымъ книгамъ, въ Ладинскомъ Покровскомъ монастырЂ находящимся:

I. Евангеліе, напечатанное въ Моск†1657 года.

II. Евангеліе, въ Кіевопечерской ЛаврЂ напечатанное 1697 года.

III. Апостолъ, напечатанный въ Льво†1639 года.

IV. Потребникъ, въ Моск†напечатанный 1636 года. /70/

V. Октоихъ, въ Льво†напечатанный 1644 года.

VI. Трифологіонъ, примЂчательно такъ же напечатанный въ Льво†1637 года.

VII. Евангеліе учительное, печатанное року 1616-го.

VIII. Ключь разумЂнія, въ Льво†печатанный 1665 года.

IX. Трубы на дни нарочитыя, въ Кіево-Печерской ЛаврЂ печатанныя 1674 г.

X. Огородокъ Маріи Богородицы, печатанный въ Кіевопечерской ЛаврЂ 1676 года.





П.

ОПИСАНІЕ ЛУБЕНСКАГО МГАРСКАГО ПРЕОБРАЖЕНСКАГО МОНАСТЫРЯ ПО «ИСТОРІИ РОССІЙСКОЙ ІЕРАРХІИ»


Лубенскій Мгарскій Преображенскій Полтавской Епархіи, 2-го класса, мужескій монастырь, находится въ уЂздЂ Лубенскомъ, въ 5 верстахъ отъ города Лубенъ, вверхъ по рЂкЂ СулЂ, на горЂ, издревле именуемой Мгари, почему и монастырь именуется Лубенскимъ и Мгарскимъ. Обитель сія основана въ 1619 году, Генваря 18 дня, тщаніемъ Игумена Густинскаго и Подгорскаго Гаія, усердіемъ и иждивеніемъ сапруги Старосты Овруцкаго, Раины Михаиловны Корыбутовой, урожденной Княжны Вишневецкой, а по благословенію Исаіи Купинскаго, Епископа Перемышльскаго. Зданіе въ монастырЂ семъ каменное: 1) церковь соборная во имя Преображенія Господня, съ придЂлами: а) во имя Великомученика Георгія; б) Собора Архистратига Михаила; в) Первомученика Стефана, и г) Св. Николая; построена въ 1682 и 1694 годахъ Малороссійскими Гетманами, Іоанномъ Самуйловичемъ и Мазепою; 2) церковь во имя БлаговЂщенія Божія Матере, съ трапезою. Настоятельство съ самаго основанія монастыря было Игуменское до 1743 года; тогда же, по представленію Преосв. Митрополита Кіевскаго, Рафаила, а по докладу Св. Синода, Высочайшимъ Имяннымъ Указомъ отъ 13 Сентября, учреждена Архимандрія и присвоены отличія въ священнослуженіи Кіевониколаевскаго монастыря (смотр. Истор. Іерархіи, Ч. I, стран. 392). По Штатамъ въ 1786 году, АпрЂля 10, состоявшимся для Малороссіискихъ монастырей, сей монастырь положенъ во 2-мъ классЂ. Въ монастырЂ семъ находятся открытыя нетлЂнныя мощи Аθанасія, Патріарха Константинопольскаго, скончавшагося тамъ въ 1654 году, АпрЂля 5, на возвратномъ своемъ пути изъ Москвы въ Константинополь. Мощи сіи почиваютъ не во гробЂ, но въ креслахъ, по обыкновенію Восточныхъ церквей *.



* Сей Патріархъ родомъ изъ острова Кандіи, возведенъ на Патріаршество изъ Θессалоникскихъ Митрополитовъ въ 1634 году, на мЂсто Кирилла Лукаря, но чрезъ 22 дни сосланъ на заточеніе въ островъ Хіо; въ 1651 онъ возставленъ на Патриаршество, но былъ на ономъ только 15 дней и удалился въ Россію для испрошенія милостыни. Въ Москву прибылъ АпрЂля 1653 года съ рекомендательною грамматою оть Запорожскаго Гетмана, Богдана Хмельницкаго, и съ нЂкоторыми тайными отъ него препорученіями. При въЂздЂ въ Москву, за Калужскими воротами, встрЂчалъ его Бояринъ /71/





Р.

СВЂДЂНІЕ О НЫНЂШНЕМЪ СОСТОЯНІИ ГУСТЫНСКАГО МОНАСТЫРЯ, СОСТАВЛЕННОЕ НАСТОЯТЕЛЕМЪ ЕГО, АРХИМАНДРИТОМЪ ВАРСОНОФІЕМЪ.


Густынскій монастырь имЂеть нынЂ 5-ть каменныхъ церквей: 1-я Соборная Троицкая, пятиглавая.

2-я Святыхъ Первоверховныхъ Апостолъ, Петра и Павла, о пяти главахъ.

3-я трапезная, бывшая Успенская, а нынЂ, по случаю погребенія подъ оною въ склепЂ праха Генерала отъ Кавалеріи, Князя Николая Григорьевича Репнина, переименована въ Воскресеніе Христово, Церковь сія иждивеніемъ супруги покойнаго Князя, Княгини Варвары АлексЂевны Репниной, исправлена и снабжена церковною утварью, а также въ ней устроенъ вновь иконостасъ.

4-я во имя Святителя Николая Чудотворца, на воротами, которыя и именуются Никольскими.

5-я Св. Великомученицы Варвары, при домЂ Настоятельскомъ, гдЂ и ворота именуются Варварскими.

Возобновленіе Густынскаго монастыря послЂдовало по ходатайству Его Высокопреосвященства, Гедеона, Архіепископа Полтавскаго и Переяславскаго. По Высочайше утвержденному 18-го Декабря, 1843 года, опредЂленію СвятЂйшаго Синода присвоенъ монастырю оному третій классъ съ Архимандріею; открытіе совершалось въ день Святыя Троицы, 15-го Маія, 1844 года, по пебытности Его Высокопреосвященства на Епархіи, а въ СвятЂйшемъ СинодЂ присутствующимъ, Настоятелемъ онаго монастыря, Архимандритомъ Варсонофіемъ, нарочно вызваннымъ Санктпетербургской Епархіи изъ (Строителей) Староладожскаго Никольскаго монастыря. Густынскій монастырь находится на островЂ; вокругъ него обтекаетъ рЂка Удай. Названіе получилъ онъ отъ бывшаго тогда на этомъ остро†густаго лЂса, котораго нынЂ и слЂда нЂтъ. Монастырь отъ города Прилуки въ 7-ми верстахъ; по другую сторону рЂки Удая ближайшія селенія: по одну сторону Моціевка, въ одной верстЂ, Боршна и Валки, въ полутора верстахъ. На устройство Густынскаго монастыря выдано мнЂ изъ собранной суммы Его Высокопреосвященствомъ, Гедеономъ, Архіепископомъ, по Полтавской Епархіи 6,686 рублей серебромъ. Съ открытія монастыря поступило сборной суммы отъ разныхъ благотворительныхъ лицъ 4,000 рублей, а всего 10,686 рублей серебромъ, на которую сумму, въ теченіи прошлыхъ трехъ лЂтъ: 1-е обдЂлана и со-



Козма КорнЂевичь Кузминъ и проводилъ до Кириловскаго подворья, гдЂ Патріархъ остановился; Іюня 5 отпущенъ онъ на богомолье въ Троицко-Сергіевскій монастырь, и отправился туда 17 числа того же мЂсяца, а прибылъ 18; изъ Москвы обратно отпущенъ онъ съ грамматою и Царскою милостію Ноября 6, а выЂхалъ изъ Москвы въ ДекабрЂ. Вь спискЂ Константинопольскихъ Патріарховъ онъ именуется Аθанасій II Пателларій.


/72/ хранена оть происходящей течи главная Троицкая церковь, подъ всЂмя пяти куполами вновь поддЂланы карнизы, кои всЂ покрыты желЂзомъ и окрашены зеленою краскою; 2-е исправленъ почти вновь Настоятельскій домъ, гдЂ находится церковь во имя Св. Великомученицы Варвары, въ которой устроенъ иконостасъ, весь вызолоченный, отличной отдЂлки; Иконы писаны въ Санктпетербургь художникомъ Парчинымъ. Въ этомъ же домЂ помЂщается для монашествующихъ трапеза, кухня и нЂсколько для братіи келій. Весь домъ съ церковію покрытъ желЂзомъ а выкрашенъ зеленою краскою. 3-е устроена гостинница по близости Никольскихъ воротъ, каменная двухъэтажная, о двадцати комнатахъ, для пріЂзжающихъ богомольцевъ. 4-е построены два деревянныхъ флигеля для помЂщенія монашествующихъ. Еще д†церкви остаются необдЂланы: одна Первоверховныхъ Апостолъ, Петра и Павла, а другая во имя Святителя Николая Чудотворца, а также трапеза съ службами.


Ноября 27 дня,

1846 г.





С.

ПРЕДЛОЖЕНІЕ ПРЕОСВЯЩЕННЂЙШАГО ГЕДЕОНА, ЕПИСКОПА ПОЛТАВСКАГО И ПЕРЕЯСЛАВСКАГО, ПОЛТАВСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРІИ, ДЛЯ ПРИГЛАШЕНІЯ НА ПОЖЕРТВОВАНІЕ КЪ ВОЗСТАНОВЛЕНІЮ ГУСТЫНСКАГО МОНАСТЫРЯ.


Пребываніе мое во ввЂренной мнЂ Богомъ и Верховною властію Полтавской паст†доставило мнЂ самые утЂшительные примЂры усердія здЂшнихъ Православныхъ жителей къ Св. Церкви. Сколько ни посЂщалъ я свою паству, всегда видЂлъ возобновляющіеся Храмы Божіи, и весьма многіе уже возобяовленные. УбЂжденный такимъ добрымъ расположеніемъ къ Храмамъ Божіимъ, я рЂшился соорудить Св. Храмъ на мЂстЂ убіенія Св. Бориса, и пригласилъ къ тому Боголюбивыхъ Христіанъ. Мое убЂжденіе еще болЂе оправдалось. Въ самое короткое время открылись пожертвованія, и Храмъ уже сооруженъ, какъ единственный памятникъ уваженія и благоговЂнія здЂшнихъ Христіанъ къ Святымъ. Теперь приступаю къ возстановленію Густынскаго монастыря, находящагося въ Прилуцкомъ уЂздЂ и уже съ давнихъ временъ упраздненнаго, но еще совершенно не разрушившагося. Я снова обращаюсь къ вамъ, Православные Христіане и вЂрные чада Святой Церкви! Когда Богъ даруетъ жизнь, исполненную своихъ милостей Небесныхъ, то нашъ долгъ и наша обязанность посвящать ему дары. Лучшая жизнь, когда имя ея увЂковЂчивается въ молитвахъ Святой Церкви, когда имя благодЂющаго лица перейдетъ и будетъ переходить изъ рода въ родъ въ дЂлахъ блатворенія Святымъ Храмамъ. Лучшій памятникъ, какой только можно оставить на этой землЂ, есть памятникъ ВЂры, памятникъ, свидЂтельствующій о высокой преданности Богу и заставляющій потомковъ чтитъ своихъ предковъ. Не я одинъ приглашаю васъ къ пожертвованію возможному, но васъ приглашаетъ самая древ-/73/ ность Густынскаго монастыря и его утраченное благолЂпіе; чрезъ него устроились здЂсь многіе монастыри, а теперь ему суждено самому устроиваться. Тамъ и теперь пять церквей каменныхъ, хотя иные въ разрушеніи; такъ кругомъ каменная ограда и доселЂ остается, хотя такъ же мЂстами разрушенная; тамъ и теперь въ тихомъ и уединенномъ мЂстЂ обитель призываетъ къ себЂ благоговЂйнаго любителя древности отечественной и невольно возноситъ душу къ Создателю. Васъ приглашаютъ тамъ предки, которыхъ прахи погребены въ стЂнахъ монастыря. Издревле всЂ Малороссіяне, извЂстные своею знатностію, своимъ родомъ и своимъ усердіемъ къ Св. Церкви, давали обЂщаніе тамъ погребать себя. Этотъ голосъ, выходящій изъ души нашихъ предковъ, достаточенъ къ тому, чтобы теперь снова привлечь благотворителей къ священному мЂсту покоя предковъ. Но вась еще болЂе, еще сильнЂе призываютъ молитвы Великаго Святителя и Чудотворца, Димитрія Ростовскаго. Онъ тамъ имЂлъ свое пребываніе и питалъ стекавшійся народъ пищею духовною. Его Святительское слово оглашало и стЂны храма и сердца слушавшихъ его съ Христіанскимъ вниманіемъ; отъ его слова выносили они спасеніе для своей души, для своего рода. Добрые Христіане! Внемлите гласу Великаго Святителя. Онъ раздЂлялъ тамъ спасительное время въ Христіанскихъ бесЂдахъ съ предками; почему же теперь потомкамъ быть хладными къ мЂсту спасенія? НЂтъ! И ваши сердца согрЂются усердіемъ, благоговЂніемъ и преданностію къ Св. обители. Господь Богъ благоволилъ, по предстательству Великаго Святителя, Димитрія, Ростовскаго Чудотворца, возобновиться обители въ славу свою и спасеніе вашихъ душъ. НадЂюсь, что мои Христіанскія желанія исполнятся ко благу Св. Обители, при истинномъ добромъ вашемъ усердіи и преданности къ храмамъ Божіимъ. Служителя олтаря Господня вЂрно окажутъ свое ревностное содЂйствіе мнЂ въ богоугодномъ дЂлЂ. Труды ихъ будутъ приняты въ особенное пастырское вниманіе. СЂмя слова моего да падетъ на добрую землю и принесетъ желаемый благословенный плодъ!


Подлинное подписалъ:

Гедеонъ, Епископъ Полтавскій и Переяславскій.


Переяславъ,

Октября 22-го дня,

1841 года.




/74/






М.

СЛОВО, ПРОИЗНЕСЕННОЕ ВЪ ГУСТЫНСКОМЪ ТРОИЦКОМЪ МОНАСТЫРЂ ПРИСУТСТВУЮЩИМЪ ВЪ СВЯТЂЙШЕМЪ СИНОДЂ ГЕДЕОНОМЪ, АРХІЕПИСКОПОМЪ ПОЛТАВСКИМЪ И ПЕРЕЯСЛАВСКИМЪ, ВЪ ПЕРВОЕ АРХІЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНІЕ ПО ВОЗОБНОВЛЕНІИ МОНАСТЫРЯ, АВГУСТА 15 ДНЯ, 1845 ГОДА.


Величитъ душа моя Господа и возрадовася духъ мой о БозЂ СпасЂ моемъ.

Ев. Лук. 1 гл., 46 ст.


Наконецъ, безмолвная пустыня сія огласилась торжественнымъ славословіемъ, хвалебными моленіями и благочестивымъ собраніемъ. Наконецъ, молитвенный голосъ души вознесся здЂсь къ небесамъ послЂ печальнаго молчанія, — здЂсь, гдЂ все угрожало тлЂніемъ, разрушеніемъ, смертію. Около полвЂка прошло, и не видно было жизни, души живущей молитвами. Все цепенЂло отъ ужаса, вносимаго сюда мертвою тишиною.

Что же теперь видимъ? Мы теперь торжественно празднуемъ великій праздникъ воскрешенной обители, праздникъ Успенія Божія Матери. Благодарю, благодарю Бога моего, что Онъ благоволилъ мнЂ видЂть возраждающуюся обитель и теперь возвЂщать вамъ, Боголюбивые Христіане, слово въ честь Преблагословенной ДЂвы Маріи. Что же Матерь Божія глаголетъ намъ? Не то ли, чтобы мы прославляя Ее, прославили Господа, благоволившаго положить твердое основаніе обители: основанія инаго, говоритъ Апостолъ, ни кто же можетъ положити, паче лежащаго, еже есть Христосъ. Прославляя Господа, должны радоваться о БозЂ, СпасЂ нашемъ.

Досточудный глаголъ Божіей Матери долженъ быть глаголомъ и нашей души. Не я одинъ, но каждый изъ васъ, Христіане, исполненный благочестія и любящій благодЂпіе дома Божія, скажетъ: Величитъ душа моя Господа и возрадовася духъ мой о БозЂ СпасЂ моемъ; скажетъ всякій, видя возстановленіе обители по благоволенію Божію и по заступленію Царицы Небесной.

Кто же не послЂдуетъ Божественному глаголу Пресвятой, когда у Ней готова помощь тЂмъ, которые славятъ Господа, когда Она для насъ превращаетъ скорбь на радость, болЂзнь на здравіе, печаль на утЂшеніе, слезы на отраду, несчастіе на благополучіе?

Спасительный долгъ мой, Православные Христіане, напомнить вамъ, что значить прославлять Господа, и какія къ тому открыты побужденія.

Прославлять Господа — значитъ такъ расположить жизнь свою, чтобы въ нашихъ мысляхъ и въ нашихъ желаніяхъ всегда святилось имя Божіе, и чтобы каждое чувство наше было не что иное, какъ хвалебный псаломъ Господу Богу. Прославлять Господа — значитъ весь успЂхъ своихъ Христіанскихъ намЂреній, все добро своихъ дЂлъ приписывать Господу, значитъ всю жизнь свою посвящать /75/ Ему единому такъ, чтобы Онъ былъ въ насъ, дЂйствуяй еже хотЂти и еже дЂяти по благоволенію.

Ежели сынъ славитъ отца своего, и ему вмЂняется это въ добродЂтель, то тЂмъ болЂе Христіанину вмЂняется въ величіе души, когда онъ прославляетъ Господа. Ежели бЂдный славитъ своего благодЂтеля, давшаго ему руку помощи, и ему вмЂняется въ священную благодарность, то тЂмъ болЂе Христіанину, когда онъ славитъ Отца Небеснаго во ІисусЂ ХристЂ. Скажемъ еще: у каждаго человЂка есть особенныя побужденія кь прославленію Господа. Представьте себЂ, есть ли хотя одинъ человЂкъ, который бы не желалъ быть счастливымъ, который бы не употреблялъ всЂхъ средствъ къ достиженію благополучія? Для него трудится, работаетъ, молится, надЂется, вЂритъ; для него всЂмъ жертвуетъ. И кого же Господь не осчастливилъ? Кого оставилъ Онъ на произволъ судьбы? Кого забылъ? Кому не влилъ въ душу сладостнаго чувства блаженной вЂчности? Посмотрите: Онъ всЂмъ все даетъ обильно къ наслажденію. У всякаго есть благо, на долю всякаго далъ особенный даръ. А всякое дяяніе благо и всякъ даръ совершенъ свыше отъ Отца Небеснаго нисходитъ.

Но не одно счастіе располагаетъ душу къ прославленію Господа; даже самое несчастіе — и то возноситъ ее къ Господу. Не удерживаетъ ли оно человЂка отъ той пропасти, въ которую онъ ввергается по своему легкомыслію, по своей разсЂянности, по своей расточительности и по своему неблагочестію? Не останавливаетъ ли оно человЂка тамъ, гдЂ онъ могъ бы погибнуть не только временно, но и вЂчно? И, сверхъ того, не сохраняетъ ли оно посЂянное на сердцЂ человЂка сЂмя добра тогда, какъ оно уже готово лишиться влаги? Не оно ли возвращаетъ человЂка къ обязанностямъ Христіанскимъ? Оно даже возвышаетъ добродЂтели, оно укрЂпляетъ ихъ и углубляетъ самый корень добродЂтелей въ сердцЂ нашемъ. Скажемъ съ Апостоломъ: скорбь содЂлываетъ терпЂніе, терпЂніе искуство, искуство упованіе, упованіе не посрамитъ.

Боголюбивые Христіане! Мы, кромЂ празднованія настоящаго, въ честь Божіей Матери, имЂемъ еще благодЂтельное побужденіе прославлять Господа, явившаго небесную милость Свою надъ сею обителію. Сердца любящихъ благолЂпіе дома Божія давно снЂдались скорбію при взглядЂ на разрушавшуюся обитель, гдЂ столько молитвъ, столько обЂтовъ положено предъ Богомъ, что мы не можемъ исчислить ихъ. Самыя стЂны обители взывали къ Боголюбивымъ сердцамъ о помощи. Да, горестное было запустЂніе. Въ храмахъ перестали молитвы, прекратилось жертвоприношеніе, θиміамъ не воскурялся, умиленное пЂніе умолкло, — какъ будто вся жизнь благочестія остановилась. ВЂрно, не одинъ изъ добрыхъ Христіанъ, посЂщая обитель сію, сЂтовалъ и скорбЂлъ, подобно Пророку Іереміи, плакавшему на развалинахъ Іерусалима. Что же вы видите? Самое время, все разрушающее, уступало святынЂ сего святаго мЂста и пощадило его отъ гибельнаго разрушенія. Господь услышалъ наши воздыханія, наши моленія, наши желанія. По Его небесному благоволенію обитель сія воззвана къ жизни благочестивой, и уже одушевляется вашими благочестивыми моленіями, вашимъ Христіанскимъ усердіемъ и незабвенными пожертвованіями, приносимыми отъ всей доброй благолюбивой нашей страны. /76/

Сама Царица Небесная пріемлеть обитель міра и благочестія подъ Свое чудное покровительство и избираетъ предстателемъ и молитвенникомъ о ней великаго Святителя и Чудотворца, Св. Дмитрія Ростовскаго, здЂсь нЂкогда своимъ словомъ и жизнію славившаго Господа.

Какъ же намъ не благословлять Господа, вЂнчающаго насъ Своею милостію, исполняющаго во благихъ желанія наши? БлаговЂрные Христіане! Соединимъ свои теплыя моленія къ Божіей Матери въ одно священное благодарное чувство, и, поручивъ себя и обитель Ея небесному заступленію, воззовемъ изъ глубины души: Владычице! Ты намъ и обители помози, на Тебе надЂемся и Тобою хвалимся, Твои бо есьмы рабы, да не постыдимся во вЂки. Аминь.
















Попередня (Додатки А-Л)     Головна     Наступна


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчанин, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )




Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.