[Костомаров Н. И. Исторические произведения. Автобиография. — К., 1990. — С. 705-721.]

Попередня     Головна     Наступна





ПРИМІТКИ


Автобиография


Публикуется по изданию: «Автобиография Н. И. Костомарова. Под редакцией В. Котельникова» (М., 1922), выпущенному в серии «Библиотека мемуаров».

Автобиография была продиктована Н. И. Костомаровым жене Алине Леонтьевне летом 1875 г. во время пребывания в ее имении в с Дедовцы (ныне Прилукского р-на Черниговской обл.). В летние месяцы 1876 и 1877 гг. этот текст был пополнен заметками о посещении Валаама и Нарвы. В последующие годы были сделаны лишь некоторые дополнения и исправления. В 1881 г. перед /706/ поездкой на Кавказ Н. И. Костомаров сделал еще несколько поправок и, надписав собственноручно на первом листе посвящение, больше к автобиографии не прикасался. Впервые она была напечатана в сокращенном виде (опущены главы 4, 8 и 9, сделаны купюры и в других главах) в 1890 г. в «Литературном наследии». Глава 4 впервые опубликована в 1910 г. в апрельском номере «Вествика Европы». В том же году в юбилейном сборнике «Литературного фонда» была помещена глава 9; глава 8 увидела свет в 1917 г. в журнале «Голос минувшего» (№№ 5 — 6). Существует еще один вариант «Автобиографии», записанный Н. А. Белозерской со слов Н. И. Костомарова («Русская мысль», 1885, № 5 — 6), однако он не был просмотрен Н. И. Костомаровым и по этой причине не может служить объективным источником.


1. Иеремия Галка — литературный псевдоним Н. И. Костомарова. Посвящение приводится в авторском написании.

2. Кисель Адам Григорьевич (1580 — 1653) — украинский магнат, черниговский кастелян (с 1639), сенатор (с 1641), киевский кастелян, брацлавский (с 1646), киевский (с 1651) воевода. Принимал участие в подавлении восстания 1637 г. под руководством Павлюка. Вел переговоры под Боровицей (вблизи Черкасс) с повстанцами. В период освободительной войны 1648 — 1654 гг. занимал изменническую позицию по отношению к украинскому народу.

3. Белгородская (Белогородская) черта — оборонительная линия для защиты южных границ Русского государства от набегов крымских и ногайских татар в конце XVI — XVII вв. Начиналась в Ахтырке, шла по направлению к Белгороду (отсюда и название), Острогожску, Воронежу до Тамбова, пересекая Муравский и Изюмский пути. В 30-х годах XVII в. была возобновлена старая засечная черта за р. Окой и построено 10 яовых городов. В начале 40-х годов по Белгородской линии было построено еще 18 городов (Усмань, Коротояк, Новый Оскол, Вольный, Хотмышск, Карпов, Обоянь и др.) и создано два укрепленных района в Комарицкой волости под Севском и в Лебедяжском уезде. К концу 40-х годов строительство Белгородской черты в основном завершилось. К тому времени в ее городах насчитывалось более 10 тыс. служилых людей. В 1648 — 1654 гг. оборонительная линия была продолжена до Симбирска и Сызрани. С продвижением границ России на юг к концу XVII в. Белгородская черта потеряла свое значение.

4. Острянин (Остранин) Яков (Остряница; ? — 1641) — один из руководителей крестьянско-казацких восстаний 1638 г. Впервые упоминается в документах как полковник реестровых казаков. После поражения восстания 1637 г. под руководством Павлюка Острянин прибыл на Запорожье, где был избран гетманом нереестровых казаков. Весной 1638 г. возглавил крестьянско-казацкое восстание. Потерпев поражение в июне 1638 г. от польско-шляхетского войска под Жовнином, Острянин с частью повстанцев отступил на Слободскую Украину и расположился возле Чугуєва. Принимал участие в борьбе с набегами татар.

5. Дзинковский Иван (? — 1670) — острожский полковник (1652 — 1670), руководитель крестьянско-казацкого восстания на Слободской Украине 1670 г.

6. Острогожский (Рыбинский) полк — административно-территориальная единица Слободской Украины. Основан в 1652 г. крестьянами и казаками Черниговского и Нежинского полков, которые, стремясь избежать польско-шляхетского гнета, в количестве более 2 тыс. семейств переселились йа Слободскую Украину. Территория полка занимала правобережье Дона между его притоками Девицей и Богучаром и на левом берегу Дона — в районе затона р.,Тулушовки и г. Калач. Полковым центром был Острогожск, сотенными городами — Белолуц, Ольшанск, Старобельск, Евдаковка, Усерд и др. Казаки Острогожского полка принимали участие в восстании 1670 г. под руководством Дзинковского, в Азовских походах 1695 — /707/ 1696 гг., Северной войне 1700 — 1721 гг. После ликвидации в 1765 г. слободских полков Острогожский полк был реорганизован в Острогожский гусарский полк, а казаки превращены в войсковых обывателей.

7. «Московский вестник» — журнал (с 1829 — альманах). Выходил в Москве в 1827 — 1830 гг. дважды в месяц. Издатель-редактор — М. П. Погодин. «Московский вестник» был создан кружком «любомудров» (Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, М. П. Погодин, С. П. Шевырев, братья Киреевские и др.) для литературной борьбы с изданиями Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча, с одной стороны, и Н. А. Полевого — с другой. Имел отделы: словесность, наука, критика, смесь. Особенно богатым был отдел словесности. С самого начала издания «Московского вестника» в нем участвовал А. С. Пушкин. Здесь он поместил более 20 стихотворных произведений, в том числе отрывки из «Евгения Онегина».

8. Мочалов Павел Степанович (1800 — 1848) — русский актер. Родился в семье актеров-крепостных. В 1817 г. дебютировал на сцене Московского императорского театра (с 1824 г. — Малый театр). Неоднократно гастролировал на Украине (в 1838 г. с труппой Л. Ю. Млотковского; см. прим. 47).

9. Чудесный ребенок (фр.).

10. До сих, до этого места (фр.)

11. «Тс-с! замолчите!» (фр.).

12. Корыто (укр.).

13. Кронеберг Иван Яковлевич (1788 — 1838) — профессор и ректор Харьковского университета, знаток классической филологии. Издал сочинения: «Об образах и обычаях древних римлян», «Римские древности», «Латинская грамматика». Был составителем латино-русского словаря. Издавал научный журнал «Минерва».

14. Гулак-Артемовский Петр Петрович (1790 — 1865) — украинский поэт. Родился в местечке Городище (ныне Черкасской обл.). Учился в Киевской академии, с 1817 г. — в Харьковском университете. С 1825 г. — профессор истории и географии, в 1841 — 1849 гг. — ректор Харьковского университета. Начал печататься в 1817 г. в журнале «Украинский вестник». В историю украинской литературы вошел своими баснями и балладами.

15. Цых Владимир Францевич (1805 — 1837) — профессор всеобщей истории Харьковского и Киевского университетов. В 1833 г. защитил магистерскую диссертацию «О способе преподавания истории». Историю понимал как «науку, отображающую жизнь рода людского». В своих лекциях стремился привить слушателям «гуманный настрой духа», призывая прежде всего быть человеком, а затем уже гражданином.

16. Буквально: с листа (фр.).

17. Лунин Михаил Михайлович (1809 — 1844) — профессор всеобщей истории Харьковского университета. Учился в Дерптском университете, где защитил докторскую диссертацию по философии (1832). Публиковал статьи по римской истории, историографии Востока в «Журнале Министерства народного просвещения» и «Москвитянине». Отличался педагогическим талантом, обширными научными познаниями и даром слова. Его курс всеобщей истории остался неоконченным.

18. «Ладно, мсье, вы получите «очень хорошо» (фр.).

19. «Для того, чтобы получить «превосходно», нужно взять еще один урок» (фр.).

20. О французской литературе в целом (фр.).

21. Кинбурнский 19-й драгунский полк был сформирован в 1798 г. Имел подковое знамя с надписью «За отличие в Турецкую войну 1877 — 1878 гг.».

22. Речь идет о сборнике «Малороссийские песни» (М., 1827) с предисловием и примечаниями украинского ученого-ботаника, зоолога, философа, историка и фольклориста М. А. Максимовича (1804 — 1873). В сборник вошло 223 песни.

23. Имеется в виду сборник «Песни русского народа» (ч. 1 — 5; СПб., 1838 — /708/ 1839), подготовленный и изданный русским фольклористом, этнографом и палеографом И. П. Сахаровым (1807 — 1863). В нем помещены также и украинские обрядовые, лирические и исторические песни.

24. «Запорожская старина» — фольклорно-исторический сборник, подготовленный русским и украинским филологом-славистом И. И. Срезневским (1812 — 1880). Издавался в Харькове (ч. 1, 1833 — 1834; ч. 2, 1834 — 1838). Стремясь воссоздать историю запорожских казаков и украинского народа в целом, И. И. Срезневский поместил в сборнике отрывки из казацких летописей, повестей, рассказов, исторические песни и думы XVI — XVIII вв., собственные статьи. В предисловии изложил свое отношение к народному творчеству как средству познания прошлого. «Запорожскую старину» положительно оценивали В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, Т. Г. Шевченко и др.

25. Метлинский Амвросий Лукьянович (1814 — 1870) — украинский поэт, фольклорист, переводчик, издатель. Окончил в 1835 г. Харьковский университет. Автор сборника «Думки і пісні та ще дещо» (1839). Издал под своей редакцией «Южный русский сборник» (1848), а также фольклорный сборник «Народные южнорусские песни» (1854).

26. Котляревский Иван Петрович (1769 — 1838) — украинский писатель, первый классик новой украинской литературы. Родился в Полтаве. Учился в Полтавской семинарии. Длительное время был на военной службе. В 1818 — 1821 гг. — директор Полтавского театра. Был близок к декабристам. Автор поэмы «Энеида», пьес «Наталка-Полтавка», «Москаль-чарівник» и др.

27. Квитка-Основьяненко Григорий Федорович (наст. фамилия Квитка; 1778 — 1843) — первый прозаик новой украинской литературы. Родился в с. Основа (ныне часть Харькова). Принимал участие в основании Харьковского театра, Института благородных девиц (1812), был одним из издателей и редакторов журнала «Украинский вестник» (1816 — 1819). Литературную деятельность начал в 1816 г. на русском языке. В 1834 г. вышла первая книга его «Малоросійських повістей...», в 1837 — вторая. Автор комедий «Сватання на Гончарівці» (1836), «Шельменко-денщик» (1840), романа «Пан Халявский» (1839 — 1840) и др.

28. Диканька — село в Полтавской губернии (ныне райцентр Полтавской обл.). Известна с середины XVII в. С 1687 г. селом владел генеральный войсковой судья В. Л. Кочубей (1640 — 1708). Он принадлежал к той части казацкой старшины, которая ориентировалась на Российское государство. Совместно с полтавским полковником И. Искрой пытался раскрыть подготовку измены гетмана Левобережной Украины И. Мазепы. Однако последнему удалось изобразить их справедливые обвинения как поклеп. После казни Кочубея имение в Диканьке было конфисковано, в 1710 г. возвращено его потомкам. В имении Кочубея жил украинский летописец Самойло Васильевич Величко (см. прим. 71). Здесь бывали Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. И. Глинка.

29. Бантыш-Каменский Димитрий Николаевич (1788 — 1850) — русский и украинский историк и археограф, сын управляющего московским архивом Коллегии иностранных дел Н. Н. Бантыш-Каменского (1737 — 1814), под руководством которого приобрел навыки работы над архивным материалом. Служил в Коллегии иностранных дел; в 1825 — 1828 гг. — губернатор Тобольской, с 1836 — Виленской губерний. Во время работы на Украине Д. Н. Бантыш-Каменский собрал ценные материалы, на основании которых написал 4-томную «Историю Малой России» (М., 1822). Его «Словарь достопамятных людей Русской земли» (ч. 1 — 5, М., 1836; доп. ч. 1 — 3, СПб., 1847) содержал 631 биографический очерк. Исторические документы, помещенные в «Истории Малой России», в 1858 г. переизданы О. М. Бодянским под названием «Источники для малороссийской истории».

30. «Українськії балади» — сборник стихов Н. И. Костомарова, написанных в 1837 — 1838 гг., издан в 1839 г. в Харькове. Сборник вышел в свет под /709/ псевдонимом Иеремия Галка. В 1847 г. в связи с арестом Н. И. Костомарова за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе «Українськії балади» были запрещены и изъяты из продажи, а цензору Московского цензурного комитета И. Снегереву, разрешившему их издание, был объявлен выговор. При жизни Костомарова «Українськії балади» не переиздавались. Автограф не сохранился. 12 стихотворений из указанного сборника вошли в двухтомник литературных произведений Н. И. Костомарова (К., 1967).

31. Пьеса Н. И. Костомарова «Сава Чалий» была издана в Харькове весной 1839 г. (на титульной странице — 1838) под псевдонимом Иеремия Галка. Второй раз при жизни автора была напечатана в «Збірнику творів Ієремії Галки» (Одеса, 1875). Автограф не сохранился. Вошла в двухтомник 1967 г.

32. «Вітка» — второй поэтический сборник Н. И. Костомарова. Издан в 1840 г. в Харькове под псевдонимом Иеремия Галка. Во время следствия по делу Кирилло-Мефодиевского общества «Вітка», как и «Українськії балади», была рассмотрена в III отделении, запрещена и изъята из продажи. Повторно поэзии «Вітки» напечатаны в 1875 г. в «Збірнику творів Ієремії Галки». Автографы не сохранились. 25 стихотворений из этого сборника помещены в двухтомнике 1967 г.

33. Стихотворения «До Мар’ї Потоцької» и «Аглає-Чесме» написаны Н. И. Костомаровым в 1841 г. в Бахчисарае. Впервые напечатаны в альманахе «Молодик» (1843, № 2). Согласно легенде Мария Потоцкая — пленная польская княжна, взятая в жены крымским ханом Кирим-Гиреем. В память о ней и сооружен «Фонтан слез» в Бахчисарае.

34. «Молодик» — украинский литературно-художественный и историко-научный альманах (1843 — 1844). Издавался известным литератором И. Е. Бецким (1818 — 1890) при помощи Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Н. И. Костомарова, В. Н. Каразина. Три книги вышли в Харькове, четвертая — в Петербурге. В альманахе печатались произведения И. П. Котляревского, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Т. Г. Шевченко, Е. П. Гребенки, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др., переводы с немецкого, английского, польского и чешского, а также фольклорные и этнографические материалы В. И. Даля, О. М. Бодянского, исследования Н. И. Костомарова, В. Н. Карамзина и др.

35. Корсун Александр Алексеевич (1818 — 1891) — украинский поэт-романтик. Окончил Харьковский университет (1842). Служил чиновником в Харькове и Дербенте. Печатался в журнале «Маяк». Автор обработок народных поверий («Украинские поверья»; Харьков, 1839). Подготовил и издал украинский литературный альманах «Сніп» (1841), в котором печатались произведения Н. И. Костомарова.

36. Петренко Михаил Николаевич (1817 — ?) — украинский поэт-романтик. Родился в г. Славянске, в 1841 г. окончил Харьковский университет. Сохранилось около 20 стихотворений, некоторые из них стали песнями («Дивлюсь я на небо», «Туди мої очі»).

37. Щоголев Яков Иванович (1823 — 1898) — украинский поэт. Родился в Ахтырке. Окончил Харьковский университет. Печатался в начале 40-х годов в «Литературной газете», «Отечественных записках», альманахе «Молодик». В 1883 г. вышел сборник стихотворений «Ворскла», в- 1898 — сборник «Слобожанщина». Некоторые стихи Щоголева положены на музыку.

38. Кореницкий Порфирий (около 1815 — 1854) — украинский писатель. Учился в Харьковской семинарии, исключен за антиклерикальные стихи. Автор сатирических поэм «Куряж», «Вечорниці», басен и др.

39. Имеется в виду украинский писатель П. С. Писаревский, сын писателя Степана Писаревского (80-е годы XVIII в. — 1839). Некоторые стихотворения последнего стали народными песнями («Де ти бродиш, моя доле?», «За Неман іду»). Известна также оперетта С. Писаревского «Купала на Івана» в переделке И. Озеркевича («Весілля, або Над цигана Шмагайла нема розумнішого», 1849), музыку которой написал М. М. Вербицкий. /710/

40. Произведения Байрона переводили на украинский язык И. Я. Франко, Леся Украинка, П. А. Грабовский, П. А. Кулиш, Н. И. Костомаров. Переводы Костомарова из «Еврейских мелодий» Байрона принадлежат харьковскому периоду его литературной деятельности. Часть из них под общим заглавием «Єврейські співанки» напечатана в 1841 г. в первом выпуске альманаха «Сніп». Остальные переводы, которые должны были быть помещены во втором выпуске (не вышел в свет), были отосланы в Петербургский цензурный комитет для отдельного издания (не сохранились). «Переяславська ніч» впервые напечатана в альманахе «Сніп» (1841) под псевдонимом Иеремия Галка. В 1867 г. пьеса переиздана во Львове («Переяславська ніч». Трагедія Ієремії Галки», з друкарні М. Ф. Поремби), в 1875 г. напечатана в «Збірнику творів Ієремії Галки», изданном в Одессе. Вошла в двухтомник 1967 г.

41. «История Руссов» — сочинение неизвестного автора конца XVIII или начала XIX в. До 40-х годов существовало в рукописях. В 1846 г. опубликовано О. М. Бодянским под названием «История Руссов или Малой России» и приписано перу Георгия Конисского, архиепископа белорусского. В «Истории Руссов» есть неверные утверждения, вымыслы и т. д.

42. Уваров Сергей Семенович (1786 — 1855) — государственный деятель, граф, почетный член Петербургской академии наук (с 1811). Занимался изучением классических древностей. В 1811 — 1822 гг. — попечитель Петербургского учебного округа. В 1818 — 1855 гг. — президент Академии наук. С началом царствования Николая I стал одним из столпов реакции, главным образом в области идеологии. С именем Уварова связано оформление так называемой теории официальной народности («православие — самодержавие — народность»). С 1832 г. — товарищ министра, в 1838 — 1849 гг. — министр народного просвещения.

43. Устрялов Николай Герасимович (1805 — 1870) — русский историк, академик. Происходил из разночинцев. Окончил Петербургский университет, где в 1834 — 1870 гг. был профессором русской истории. Опубликовал серию дневников и мемуаров иностранцев — участников событий начала XVII в. в России. С начала 30-х годов становится приверженцем уваровской теории народности. В 1836 г. написал «Русскую историю», дополненную в 1842 г. «Историческим обозрением царствования государя императора Николая I». Получив доступ к секретным материалам, с 1842 г. начал работу над «Историей царствования Петра Великого» в 10 томах.

44. «Русская старина» — ежемесячный исторический журнал, выходил в 1870 — 1918 гг. Основатель журнала — М. И. Семевский. Издатели-редакторы — В. А. Семевский, М. И. Семевский, Н. К. Шильдер, А. С. Лапинский, С. И. Зыков и др. В журнале были напечатаны записки декабристов М. А. Бестужева, М. И. Муравьева-Апостола, воспоминания Н. И. Пирогова, произведения К. Ф. Рылеева, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, письма М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и др.

45. Вторая диссертация Н. И. Костомарова на степень магистра исторических наук — «Об историческом значении русской народной поэзии» — была напечатана в 1843 г. в Харькове. Впоследствии она послужила материалом для работы «Историческое значение южнорусского народного песенного творчества», которая была напечатана в журналах «Беседа» (1872) и «Русская мысль» (1880, 1883) под названием «История казачества в памятниках южнорусского народного песенного творчества». Остальная часть этой работы — «Семейный быт в произведениях южнорусского народного песенного творчества» — напечатана в «Литературном наследии» (СПб., 1890).

46. Штейн Иван Федорович (? — 1837) — русский и украинский театральный деятель, антрепренер. В 1804 — 1809 гг. — режиссер и балетмейстер крепостного театра Ю. А. Илинского в Романовке (ныне Житомирской /711/ обл.); преподавал танец в киевской гимназии (1809 — 1811) и Харьковском университете (1812 — 1816). В 1817 — 1818 гг. содержал Харьковский вольный театр. В 1821 г. основал собственную труппу из состава Полтавского вольного театра. Труппа выступала в Харькове, Одессе и других городах. В 1836 г. прекратила существование.

47. Млотковский (Млатковский, Молотковский) Людвиг Юрьевич (около 1795 — 1855) — украинский и русский актер, режиссер и антрепренер. В 1833 г. в Курске основал труппу, которая в 1836 — 1843 гг. работала в Киеве и Харькове. Репертуар для нее писали И. П. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко.

48. Сементовский Константин Максимович (1823 — 1902) — украинский этнограф и фольклорист. Окончил Нежинский лицей. Труды: «Очерк малороссийских поверий и обычаев», «Замечания о праздниках у малороссиян», статьи о И. П. Котляревском, Г. Квитке-Основьяненко.

49. Бодянский Осип Максимович (1808 — 1877) — украинский и русский филолог, историк, писатель и переводчик, один из основателей славистики в России, член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1854). Родился в Варве (ныне Черниговской обл.). В 1834 г. окончил Московский университет. В 1837 — 1842 гг. находился в научной командировке в славянских странах. В 1842 — 1868 гг. — профессор кафедры истории и литературы славянских наречий. С 1845 г. — секретарь Московского общества истории и древностей российских при Московском университете. В «Чтениях Московского общества истории и древностей российских» опубликовал много материалов по истории Украины и России, народные песни.

50. Речь идет о книге «Краткое описание о казацком малороссийском народе и о военных его делах» украинского историка П. И. Симоновского (1717 — 1809), изданной О. М. Бодянским в 1847 г. в Москве. В этой работе Симоновский выступил как сторонник гетманского устройства и политической автономии Украины.

51. Имеется в виду «Описание о Малой России и Украине» русского историка XVIII а С. Зарульского, опубликованное в 1847 г. в Москве О. М. Бодянским. В этом произведении на основании польских и русских источников кратко излагается история Украины с древнейших времен по 1775 г. Автор — монархист, отрицательно относится к народно-освободительным движениям, к Запорожской Сечи.

52. Цертелев (Церетели) Николай Андреевич (1790 — 1869) — фольклорист, один из первых исследователей и издателей украинского народного поэтического творчества. Учился в Харьковском и Московском университетах. С 1839 г. — помощник попечителя Харьковского учебного округа.

53. Кулиш Пантелеймон Александрович (1819 — 1897) — украинский писатель, критик, историк, фольклорист, этнограф, переводчик; участник Кирилло-Мефодиевского общества.

54. Дерманский монастырь в Дубенском уезде Волынской губернии был основан предположительно в первой половине XV в. князем В. Ф. Острожским. В 1602 г. К. К. Острожский дал монастырю общежительный устав и поручил инокам заведование типографией. В 1627 — 1631 гг. настоятелем монастыря был писатель, церковный и культурный деятель Мелетий Смотрицкий. При нем в монастырь начали проникать униаты. После пожара 1821 г. в Острожском монастыре его братия была переведена в Дерманский монастырь, который стал называться Острожско-Дерманский Троицкий мужской монастырь. При монастыре были архив и библиотека.

55. Село Гоща (ныне Ровенской обл.) известно с XIV в. как собственность боярина Кирдеева, затем магнатов Гойских. В конце XIV в. в Гоше был сооружен замок. С конца XVI и до середины XVII в. Гоща была одним из центров протестантства. После смерти покровителя гощанских социан /712/ Романа Гойского Гоща перешла во владение его сестры Решны (Ирины) Соломирецкой — сторонницы православной церкви. В 1638 г. в Гоще были основаны православный монастырь и школа при нем. Опекуном школы был Петр Могила, ректором — украинский культурный и церковный деятель Иннокентий Гизель.

56. Пересопница — ныне село Ровенского р-на Ровенской обл. Впервые упоминается в летописи под 1149 г. как резиденция удельных князей. После смерти Мстислава Ярославича Немого (1226) Данило Галицкий присоединил Пересопницу к своим владениям. В конце XV в. в Пересопнице основан монастырь, известный тем, что в 1561 г. здесь был завершен перевод Евангелия с церковнославянского языка на «простое» наречие («Пересопницкое Евангелие»). Перевод осуществили сын протопопа Михаил Васильевич и архимандрит Пересопницкого монастыря Григорий. Выявлено в 1837 г. О. М. Бодянским. Хранится в Центральной научной библиотеке АН УССР.

57. Почаев — местечко Кременецкого уезда Волынской губернии (ныне Тернопольской обл.). В письменных источниках Почаев впервые упоминается под 1450 г. Позже Почаев принадлежал Кременецькому замку, с 1527 г. — шляхтичам Гойским. В XVI в. основан Почаевский монастырь, ставший одним из очагов борьбы против католицизма в унии. В начале XVII в. при монастыре была открыта типография. В 1713 г. монастырь захватили униаты. После подавления польского восстания 1830 — 1831 гг. царское правительство отобрало монастырь у униатов и передало православному духовенству, переименовав его в Почаевскую лавру.

58. Вишневец — село Кременецкого уезда Волынской губернии (ныне Збаражского р-на Тернопольской обл.). В исторических источниках впервые упоминается под 1395 г. В 1512 г. у Вишневца было разбито татарское войско во главе с ханом Менгли-Гиреем. Во второй половине XVI & Вишневец стал резиденцией украинских магнатов Вишневецких, которые постепенно окатоличились и ополячились. В 1640 г. Я. Вишневецкий начал строительство замка и монастыря кармелитов. В 1720 г. для последнего из рода Вишневецких — Михаила Сервария — был сооружен дворец, сохранившийся доныне. После его смерти в 1744 г. Вишневец перешел во владение князей Мнишков.

59. Маркевич Афанасий Васильевич (1822 — 1867) — украинский этнограф и фольклорист. Родился в с. Кулажинцы Полтавской губернии в семье обедневшего помещика. В 1846 г. окончил Киевский университет. В 1847 г. за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе сослан в Орел, где служил в губернской канцелярии. После возвращения на Украину — редактор «Черниговских губернских ведомостей», в 1858 г. работал в Киеве в палате государственных имуществ. С августа 1855 г. — преподаватель гимназии в Немирове. В 1860 — 1861 гг. — сотрудник журнала «Основа». Собрал большое количество фольклорных и этнографических материалов, которые были напечатаны в издании М. Т. Номиса «Українські приказки, прислів’я і таке інше», а также в «Записках Черниговского статистического комитета». В 1857 г. написал музыку к пьесе «Наталка-Полтавка» И. Котляревского.

60. Гулак Николай Иванович (1821 — 1899) — украинский революционный демократ и ученый. Родился в Варшаве. В 1843 г. окончил Дерптский университет, в 1844 г. получил степень кандидата права. С 1845 г. служил в канцелярии киевского генерал-губернатора в должности переводчика археографической комиссии. Совместно с Н. И. Костомаровым и В. М. Белозерским основал Кирилло-Мефодиевское общество. В марте 1847 г. арестован и осужден к тюремному заключению в Шлиссельбургской крепости. В июне 1850 г. сослан в Пермь, где работал в губернском статистическом комитете, принимал участие в изучении природных ресур-/713/сов края. В феврале 1855 г. с Гулака был снят гласный полицейский надзор (заменен тайным). После возвращения из ссылки занимался педагогической и научной деятельностью.

61. Караваев Владимир Афанасьевич (1811 — 1892) — профессор Киевского университета (1841 — 1891), хирург и офтальмолог. Создал факультетскую хирургическую клинику, одним из первых применил в хирургической практике обезболивающие средства. Автор пособия по хирургической анатомии.

62. Белозерский Василий Михайлович (1825 — 1899) — общественный деятель, журналист, ученый и педагог. Один из инициаторов создания Кирилло-Мефодиевского общества. Родился в г. Борзна Черниговской губернии в дворянской семье. В 1841 — 1845 гг. учился в Киевском университете. В 1846 — 1847 гг. преподавал в Полтавском кадетском корпусе. После разгрома кирилло-мефодиевцев был сослан в Олонецкую губернию под надзор полиции. Служил в Петрозаводском губернском правлении. В 1856 г. освобожден от полицейского надзора с разрешением выехать в Петербург. Работал экспедитором Государственной канцелярии. В 1861 — 1862 гг. — редактор журнала «Основа». Затем служил в Варшаве. Последние годы жил на хуторе Мотроновка Борзенского уезда.

63. Пильчиков Дмитрий Павлович (1821 — 1893) — педагог и общественный деятель. Родился в Полтаве в дворянской семье. Окончил Киевский университет, преподавал в Полтавском кадетском корпусе. В 1846 г. стал членом Кирилло-Мефодиевского общества. Находился под полицейским надзором. В 70-х годах выехал за границу. Способствовал основанию общества им. Т. Г. Шевченко во Львове (1873). Умер в Харькове.

64. Иванишев Николай Дмитриевич (1811 — 1874) — украинский историк права, специалист по истории права славянских стран. Родился в Киеве в семье священника. Окончил Главный педагогический институт в Петербурге. В 1840 — 1865 гг. — профессор, в 1848 — 1862 гг. — декан юридического факультета, в 1862 — 1865 гг. — ректор Киевского университета. Один из основателей Временной комиссии для разбора древних актов в Киеве, впоследствии — главный редактор ее изданий.

65. Нейкирх Иван Яковлевич (1803 — 1870) — доктор философии, профессор Киевского университета. Родился в г. Тильсен (Курляндия) в семье часового мастера. Образование получил в митавской гимназии и Дерптском университете. После заграничной научной командировки в 1834 г. удостоен ученой степени доктора и приват-доцента. В 1837 г. назначен экстраординарным (в 1838 — ординарным) профессором греческой словесности в Киевском университете. Владел греческим, латинским, немецким, французским, итальянским, испанским и другими языками. В 1868 г. вышел в отставку.

66. Деллен Александр Карлович (1814 — 1882) — доктор римской словесности, профессор кафедры римской словесности и древностей в Киевском университете. Родился в Митаве. Образование получил в частном училище и Дерптском университете. С 1837 г. — учитель рижской гимназии. В 1839 г. утвержден адъюнктом, в 1840 г. — экстраординарным профессором греческой и римской словесности в Киевском университете. С 1850 г. — и. о. ординарного профессора. В 1857 — 1862 гг. — директор Первой киевской гимназии. В 1867 г. вышел в отставку, но в том же году занял кафедру в Харьковском университете, где работал до самой смерти.

67. Селин Александр Иванович (1816 — 1877) — доктор славяно-русской филологии, профессор. Родился в Твери в семье купца. Окончил Московский университет со степенью кандидата (1841). После двухлетнего пребывания за границей (Германия, Италия, Швейцария, Франция, Англия, славянские страны) был назначен и. о. адъюнкта кафедры русской словесности в Киевском университете. С 1847 г. — магистр, с 1852 — доктор /714/ славянской филологии. В университете читал историю русской литературы и русский язык.

68. Ставровский Алексей Иванович (1811 — 1882) — магистр всеобщей истории, экстраординарный профессор кафедры всеобщей истории в Киевском университете. Родился в Новгородской губернии, образование получил в Новгородской духовной семинарии и в Главном педагогическом институте (окончил в 1836). Был назначен адъюнктом кафедры русской истории и статистики в Киевском университете. Через год стал преподавать всеобщую историю и греческий язык. В 1842 г. удостоен степени магистра, а затем избран и утвержден и. о. экстраординарного профессора. В 1866 г. вышел в отставку. Был основателем Киевского музея древностей, которым заведовал с 1838 по 1854 г. Проводил археологические раскопки в Киеве и за его пределами. После выхода в отставку поселился в Остре.

69. Новицкий Орест Маркович (1806 — 1884) — профессор кафедры философии в Киевском университете. Родился в Волынской губернии в семье священника. Образование получил в Острожском духовном училище, семинарии и Киевской духовной академии. После окончания академии (1831) был назначен профессором философии в Полтавскую семинарию, которая находилась в Переяславе, В 1834 г. переведен преподавателем в Киевскую академию. С 1835 г. читает философию в Киевском университете. С 1837 г. — экстраординарный профессор. В 1850 г. уволен из университета в связи с сокращением курса по философии. В 1850 — 1869 гг. работал цензором. Главный его труд — «Духоборы» был издан в 1832 и 1882 гг.

70. Временная комиссия для разбора древних актов — научное учреждение, созданное в 1843 г. в Киеве для сбора и издания документальных материалов. На их основе в 1852 г. был создан Киевский центральный архив древних актов. Комиссия опубликовала несколько серий документальных источников по истории Украины XIV — XVIII вв.: «Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов» (1845 — 1859, 1897 — 1898); «Архив Юго-Западной России» (1859 — 1914) и др.

71. «Летопись Величко» — казацко-старшинская летопись, ценный памятник украинской историографии второй половины XVII — начала XVIII в. Ее автор — Величко Самойло Васильевич (1670 — после 1728) родился на Полтавщине. Образование получил в Киевской коллегии. Был канцеляристом у генерального войскового писаря В. Л. Кочубея, затем служил в генеральной войсковой канцелярии. Отстраненный от должности в 1708 г., жил в имении Кочубея в Диканьке, затем в Жуках под Полтавой, занимался литературным трудом. Знание языков (кроме украинского владел латинским, немецким и польским) и документальных материалов позволило Величко подготовить произведение, построенное на большом и разнородном материале. Летопись Величко в 4-х томах, охватывающая события на Украине второй половины XVII — начала XVIII в., сохранилась не полностью. Издана Киевской археографической комиссией в 1848 — 1864 гг. по списку М. П. Погодина. Позже был обнаружен еще один список, ранее принадлежавший Г. А. Полетике.

72. Бибиков Дмитрий Гаврилович (1792 — 1870) — государственный деятель, активный проводник реакционной политики Николая I. Принимал участие в разгроме Кирилло-Мефодиевского общества. В 1819 — 1837 гг. был владимирским, саратовским, московским вице-губернатором, а также занимал различные должности в ведомствах Петербурга. В 1837 г. назначен киевским генерал-губернатором, в 1852 г. — министром внутренних дел. Характеристику Бибикова как сатрапа русского самодержавия дал Т. Г. Шевченко в поэме «Юродивый».

73. Петров Алексей Михайлович (1827 — 1883) — студент Киевского университета. По его доносу были арестованы члены Кирилло-Мефодиев-/715/ского общества. За эту «услугу» в 1847 г. Петрова зачислили на службу в III отделение. В 1849 г. за хищение документов был посажен в Алексеевский равелин. В 1850 г. отправлен на службу в г. Олонецк. Петров написал воспоминания, в которых отрицал свою роль доносчика.

74. Летопись Ерлича (Иерлича) — хроникальное изложение исторических событий с 1620 по апрель 1673 г. Ее автор — польский хронист Иоахим Ерлич — родился в семье украинского православного шляхтича на Волыни. В период народно-освободительной войны 1648 — 1654 гг. выступал на стороне шляхетской Польши. В 1648 г. скрывался от повстанцев в Киево-Печерской лавре. В это время приступил к составлению хроники, в которой, несмотря на тенденциозность, имеются важные сведения о событиях освободительной войны. Впервые издана в 1853 г. в Варшаве на польском языке под названием «Летопись, или Хроника разных дел и событий».

75. «Боже мой! Понадобится десять лет, чтобы расшифровать все эти каракули» (фр.)

76. Андрузский Георгий (Егор) Львович (1827 — ?) — украинский общественный деятель, поэт; член Кирилло-Мефодиевского общества. Родился в с. Вечорки Полтавской губернии в семье мелкого помещика. Учился на юридическом факультете Киевского университета. После ареста в апреле 1847 г. был сослан в Казань с правом поступления в университет. В декабре 1847 г. за неповиновение исключен из университета и отправлен в Петрозаводск, где в 1850 г. повторно арестован и за написание «Конституции республики» сослан в Соловецкий монастырь (1850 — 1854), где отличился при обороне монастыря от нападения английской эскадры. После освобождения служил чиновником Архангельской палаты уголовного суда (1854 — 1857). С 1857 г. служил в Полтавской судебной палате под строгим надзором полиции до 1864 г.

77. Мурзакевич Николай Никифорович (1806 — 1883) — украинский историк и археолог. Окончил Московский университет. С 1830 г. — преподаватель, с 1855 — директор Ришельевского лицея в Одессе. Принимал участие в создании и работе Одесского общества истории и древностей (был его секретарем и вице-президентом).

78. Газета «Саратовские губернские ведомости» издавалась с 1838 г. Находясь в ссылке, Н. И. Костомаров напечатал здесь следующие работы: «Греческий Эдип в Саратовском уезде», «Народные песни, собранные в Саратовской губернии», «Народный плач дочери над могилой матери, записанный в слободе Рудне Камышинского уезда», «Рассказ Ибн-Фадлана, арабского писателя X века, о руссах, виденных им на берегах Волги», «О промышленной, ремесленной и торговой деятельности в уездных городах Саратовской губернии в 1853 году» и др.

79. Меблированные комнаты (фр.)

80. Документы III отделения и Петербургского цензурного комитета за 1856 г. позволяют сделать некоторые уточнения по поводу написания и печатания монографии «Богдан Хмельницкий» (первоначальное название — «Век царя Алексея Михайловича»). Н. И. Костомаров ошибается, когда говорит, что рукопись была передана в цензуру в марте 1856 г. Произошло это не позднее 8 января, ибо в этот день редактор «Отечественных записок» А. А. Краевский обратился к Н. И. Костомарову с письменной просьбой предоставить цензору справку III отделения о снятии запрещения, наложенного в 1847 г. 13 января 1856 г. Костомаров подал в III отделение жалобу на цензора Фрейганга, а 20 января III отделение передало цензору разрешение печатать произведения Костомарова, но «только строго цензоровать». Разрешение Петербургского цензурного комитета на печатание сочинения «Век царя Алексея Михайловича» было получено только 27 октября 1856 г. после изъятия 120 страниц текста. Впервые напечатано в «Отечественных записках» в 1857 г. под названием «Богдан Хмель-/716/ницкий и возвращение Руси к России». После существенной переделки вышло в 1859 г. отдельным изданием в 2 томах. Затем, снова исправленное и дополненное, сочинение было опубликовано в 1870 г. в «Отечественных записках» под названием «Южная Русь и казачество до восстания Богдана Хмельницкого»; в том же году издано в 3 томах под заглавием «Богдан Хмельницкий» (т. 9, 10, 11 «Исторических монографий», изд. Кожанчикова).

81. Речь идет об «Очерке торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях», который был опубликован в журнале «Современник» (1857, 1858) и отдельно в издательстве Н. Л. Тиблена (СПб., 1862, 1889).

82. Архив основан в 1618 г. В нем хранится много документальных материалов, относящихся к истории России и Украины. Здесь работали такие русские историки, как В. Н. Татищев, С. В. Соловьев, Я. К. Грот и др.

83. Кальмарская (Кольмарская) уния — объединение королевств Дании, Норвегии (с Исландией) и Швеции (с Финляндией) под верховной властью датских королей (1397). Вся последующая история скандинавских стран характеризуется стремлением Норвегии и особенно Швеции выйти из-под зависимости Дании.

84. Адам Бременский (? — 1076) — каноник и схоластик. Автор истории Гамбургского архиепископства, которая написана на основании древних рукописей и содержит сведения о славянских народах. Ему же принадлежит 7-томная «Монументальная история Германии».

85. Ганзенский союз (Ганза) — торговый союз северонемецких городов во главе с Любеком (бывшее славянское поселение Любеч). Существовал в XIV — XVI вв. В период расцвета Ганзы в нее входило около 100 городов, в том числе Ревель (Таллинн), Дерпт (Тарту) и др.

86. В ожидании разрешения жить в столице Т. Г. Шевченко находился в Нижнем Новгороде с 28 сентября 1857 г. до 8 марта 1858 г.

87. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» впервые был опубликован в «Современнике» в 1860 г. В том же году вышел отдельной книгой. Второе (1862) и третье (1887) издания вышли в Петербурге в издательстве Н. Л. Тиблена. Последнее издание составило 19 том «Исторических монографий» (СПб., 1887).

88. Очерк впервые был напечатан в журнале «Отечественные записки» (1858). В 1859 г., дополненный новыми материалами, вышел в Петербурге отдельной книгой, а затем вошел во 2 том «Исторических монографий» (СПб., 1863 и 1872).

89. Молокане — религиозная секта в России. Сложилась во второй половине XVIII в. на Тамбовщине. Основатель секты — крестьянин Семен Уклеин. Молокане отличались пестрым социальным составом и имели опору в различных слоях населения. После реформы 1861 г. движение молокан пошло на убыль.

90. Калачев (Калачов) Николай Васильевич (1819 — 1885) — русский историк, юрист, археограф, архивист; академик (с 1883). Работал в Петербургской археографической комиссии, был профессором кафедры истории русского законодательства при Московском университете. Участвовал в подготовке реформы 1861 г.

91. Журнал выходил в Петербурге в 1859 и 1860 — 1861 гг. (всего вышло 12 книг). Не являясь органом какой-либо научной школы, журнал печатал работы авторов разных, подчас противоположных, направлений. В «Архиве» принимали участие историки, литературоведы, юристы, в частности А. Н. Афанасьев, К. Д. Кавелин, Н. И. Костомаров и др.

92. Архив иностранных дел ведет свое начало с 1720 г. В его состав первоначально вошли дела Посольского, Малороссийского, Смоленского и других приказов. В течение XVIII — XIX вв. архив пополнился фондами, переданными Коллегией и Министерством иностранных дел, русскими миссиями за границей и частными лицами. В 1832 г. по упразднении /717/ Коллегии иностранных дел архив получил название Московского главного архива Министерства иностранных дел. В 1883 г. в архив поступили материалы государственного древлехранилища хартий и рукописей.

93. Названия арий из опер Дж. Верди «Риголетто» и «Трубадур».

94. Кожанчиков Дмитрий Ефимович (1820 или 1821 — 1877) — русский книгопродавец и издатель, близкий к ревлюционно-демократическим кругам. Свою деятельность начал в Петербурге в 1858 г. Кроме Петербурга имел магазины в Варшаве, Казани, Харькове и Одессе. Выпустил первое издание «Обломова» А. И. Гончарова (1859), наиболее полное по тому времени издание «Кобзаря» Т. Г. Шевченко (1867), сочинения Марко Вовчок, А. И. Островского, А. Ф. Писемского, Н. И. Костомарова и др.

96. «История воссоединения Руси» была издана в Петербурге (1873, 1874, 1877). Опираясь только на польские источники, П. А. Кулиш в этой работе пытался принизить роль казачества в истории Украины.

96. Толстой Федор Петрович (1783 — 1873) — русский скульптор и график, представитель классицизма. В 1828 — 1859 гг. — вице-президент Петербургской академии художеств. По ходатайству Ф. П. Толстого и других культурных деятелей в 1858 г. Т. Г. Шевченко был освобожден из ссылки.

97. Погодин Михаил Петрович (1800 — 1875) — русский историк, писатель, журналист, академик Петербургской академии наук. Сын крепостного. В 1821 г. окончил Московский университет. В 1826 — 1835 гг. занимал кафедру всеобщей истории, в 1835 — 1844 гг. — русской истории этого университета. Издавал журналы «Московский вестник» (1827 — 1830) и «Москвитянин» (1841 — 1856). Выступал защитником уваровской теории народности, был ярым приверженцем норманизма.

9$. Горский Александр Васильевич (1814 — 1875) — русский церковный историк и археограф. Окончил Московскую духовную академию, стал ее профессором, а с 1864 г. — ректором. С 1849 г. с помощью К. И. Новоструева начал работу над «Описанием рукописей Московской синодальной библиотеки» (т. 1 — 5. М., 1855 — 1869; т. 6 издан в 1817 г.), содержащим много сведений по истории славянской и греческой литератур.

99. Перевод с греческого языка Жития Нифонта Констанцского был широко известен в древнерусских списках. Исследователи выделяют несколько редакций памятника. Список 1219 г. из собрания Троице-Сергиевой лавры, которым пользовался и Н. И. Костомаров, ныне хранится в рукописном отделе Государственной библиотеки им. В. И. Ленина.

100. Самарин Юрий Федорович (1819 — 1876) — русский общественный деятель, дворянский историк и публицист. Окончил Московский университет (1838), защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (1844). В 30 — 40-х годах принадлежал к русским последователям Гегеля, затем примкнул к славянофилам.

101. Аксаков Константин Сергеевич (1817 — 1860) — русский литератор и историк; славянофил. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). Входил в литературно-философский кружок Н. В. Станкевича гегельянского направления. Около 1840 г. вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал одним из наиболее видных славянофилов.

102. Плетнев Петр Александрович (1792 — 1865) — русский поэт и критик; академик. В 1840 — 1861 гг. — ректор Петербургского университета. В 1838 — 1846 гг. — издатель журнала «Современник».

103. Здесь, видимо, ошибка: Т. Г. Шевченко скончался 26 февраля.

104. Лазаревский Михаил Матвеевич (1818 — 1867) — чиновник особых поручений при председателе Оренбургской пограничной комиссии (1847 — 1848), позже — правитель канцелярии Министерства государственных имуществ, сотрудник Главного управления по делам печати.

105. Хорошевский Владислав Юлианович (1835 — 1900) — член польского демократического кружка в Петербурге, активный участник революци-/718/онного студенческого движения начала 60-х годов. Встречался с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым, посещал собрания в редакции журнала «Основа».

106. Возница (ит.).

107. Павлов Платон Васильевич (1823 — 1895) — русский историк, общественный деятель. Профессор Киевского университета (1847 — 1859). По совету А. И. Герцена стал одним из организаторов воскресных школ в Киеве, затем в Петербурге. Был близок к Харьковско-Киевскому тайному обществу. После описанной Костомаровым публичной лекции, в которой Павлов осудил крепостной строй и половинчатость реформы 1861 г., он был выслан.

108. Коллективно (фр.).

109. Речь идет о древнем Тракае — резиденции великих литовских князей. Замок построен в XIII в., в его центральном здании ныне расположен музей. (Здесь и далее географические названия даются в авторском написании.)

110. Шелонская битва — решающее столкновение на р. Шелони (около 30 км от оз. Ильмень) в ходе Московско-Новгородской войны 1471 г. Битва закончилась победой московских войск во главе с князем Д. Д. Холмским. В ней было убито более 12 тыс. новгородцев.

111. «Московские ведомости» — газета, выходила в Москве в 1756 — 1917 гг. Основана Московским университетом. С 1863 г., когда редактором «Московских ведомостей» вторично становится М. Н. Катков, газета приняла ярко выраженный реакционный характер.

112. Речь идет о «валуевском циркуляре» 1863 г., которым запрещалось печатание на украинском языке всех книг, кроме художественных. Однако царская цензура под любыми предлогами ограничивала печатание и художественных произведений. Поэтому с 1863 г. издание книг на украинском языке в пределах Российской империи почти прекратилось.

113. Имеется в виду «Академический месяцеслов» — ежегодное издание Академии наук. Выпускался с «Приложением», в котором и был напечатан данный очерк Н. И. Костомарова.

114. Никон (светское имя Никита Минов; 1605 — 1681) — русский церковный и государственный деятель, патриарх московский. В 1653 — 1656 гг. провел церковную реформу, исправил богослужебные книги в соответствии с греческими оригиналами, изменил некоторые церковные обряды. Часть духовных и мирян не признала реформы Никона, что привело к расколу. В 1658 г. произошел разрыв между патриархом и царем. Никон оставил патриаршество и уехал в основанный им Новоиерусалимский Вознесенский монастырь, безуспешно рассчитывая, что царь вернет его. Когда Никон в 1664 г. самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриарший престол, он был сослан обратно. Церковный собор 1666 — 1667 гг., подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 г. царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь, по дороге в который он умер.

115. Ипатьевский мужской 1-го класса кафедральный монастырь в Костроме был основан в 1330 г. татарским князем Четом, родоначальником бояр Годуновых. Монастырь стал родовой усыпальницей Годуновых. Известен и тем, что здесь находился древнейший памятник русского летописания — Ипатьевская летопись (открыта М. Н. Карамзиным).

116. Зибель Генрих фон (1817 — 1895) — немецкий историк и политический деятель, представитель национал-либерального направления. Основные труды: 10-томная «История революционной эпохи», «Основание Германской империи Вильгельмом I» и др.

117. Конституция 3 мая — конституция Речи Посполитой, принятая в 1791 г. Отражая программу сложившейся в ходе деятельности Четырехлетнего /719/ сейма партии реформ («патриотической партии»), конституция существенно изменяла государственный строй Польши.

118. Восстание Костюшко — национально-освободительное восстание в Польше (12 марта — 16 ноября 1794 г.) против магнатства, захватившего власть в результате мятежа Торговицкой конфедерации и интервенции царской России и Пруссии, осуществивших в 1793 г. второй раздел Польши. Восстание проходило под лозунгами национальной независимости Польши, воссоединения польских земель, восстановления конституции 1791 г., продолжения прогрессивных реформ, начатых Четырехлетним сеймом 1788 — 1792 гг.

119. Первое посмертное издание собрания сочинений Т. Г. Шевченко «Кобзарь» тиражом 3000 экземпляров на средства Д. Кожанчикова было осуществлено в 1867 г. в Петербурге. Редакторы издания — Н. Костомаров и Г. Вашкевич.

120. Литовская метрика — архив государственной канцелярии Великого княжества Литовского. Более 550 его томов содержали различные документы XIV — XVIII вв. или их копии. Часть документов издана.

121. Имеется в виду Слободищанский трактат 1660 г. — договор гетмана Ю. Хмельницкого с польско-шляхетским правительством об отрыве Украины от России и переходе ее под власть Польши.

122. Забелин Иван Егорович (1820 — 1908) — русский историк и археолог. Почетный член Академии наук. В 1859 — 1876 гг. работал в Петербурге в Археологической комиссии, в 1879 — 1888 гг. — председатель Общества истории и древностей российских при Московском университете.

123. Харько, Харко (? — 1737) — запорожский казак, сотник. Со своим отрядом принимал участие в гайдамацком восстании 1734 г. После поражения отступил в Сечь. Со временем снова объявился на Правобережной Украине, где совместно с другими гайдамацкими отрядами громил шляхетские имения. Есть сведения, что Харько погиб в битве с татарами.

124. Иловайский Дмитрий Иванович (1832 — 1920) — русский историк, публицист. Окончил Московский университет (1854). Основной труд — «История Рязанского княжества» (1858). Автор ряда школьных учебников по отечественной истории консервативного содержания.

125. Трахтемировский (Трехтемировский) монастырь принадлежал украинскому реестровому казацкому войску с 70-х годов XVI в. до 60-х годов XVII а Время основания неизвестно. Согласно привилегии Стефана Батория монастырь был превращен в «шпиталь» — приют для раненых и пожилых казаков. Разрушен поляками в 1664 — 1665 гг.

126. Межигорский Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 988 г. недалеко от Вышгорода в глубоком ущелье между днепровскими горами. В XI — XII вв. получил земельные владения от киевских князей. В 1240 г. был разрушен монголо-татарами, восстановлен в XVI а В первой половине XVII а был одним из центров антиуниатской борьбы на Украине. В 1786 г. монастырь был закрыт. В описываемые Н. И. Костомаровым времена на его территории размещалась фаянсовая фабрика.

127. Видимо, речь идет о Васильевской церкви в Вышгороде. Первоначально церковь была построена в 989 г. великим князем киевским Владимиром Святославичем. В 1015 г. в ней были перезахоронены князья Борис и Глеб. В 1029 г. церковь сгорела; на ее месте Ярослав Мудрый построил новую, которая в 1240 г. была разрушена Батыем. Отстроенная Васильевская церковь снова была разрушена татарами в 1622 г. Отстраивалась в 1669 и 1744 гг.

128. Дом, в котором жил Н. И. Костомаров, и церковь, где он венчался, сохранились до сих пор.


И. Л. БУТИЧ, кандидат исторических наук




















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ Н. И. КОСТОМАРОВЫМ


АЗР, А. Зап. Рос. и т. д. — Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1851. Т. IV; СПб., 1853. Т. V.

АЮ и З. Рос. — Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею, СПб., 1863. Т. Ш.

Арх. Юго-З. Р., Арх. Юго-Зап. Рос. и т. д. — Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. Киев, 1861. Ч. II. Т. 1; Киев, 1863. Ч. III. Т. 1.

Имп. Публ. Библ., автогр., рук. (рукоп.), польск., славянск. — Императорская Публичная библиотека, автограф, рукопись, польская, славянская

Иссл. Пог. — Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1846 — 1857. Т. I — VIII.

Ип. л., Ип. лет., Ип. сп. и т. д. — Летопись по Ипатьевскому списку. Издание Археографической комиссии. СПб., 1871.

Ист. о презельной брани — История о презельной брани. Действия презельной и от начала поляков крвавшей небывалой брани Богдана Хмельницкого, гетмана запорожского, с поляки... Киев, 1853.

Ист. Рус, Ист. рус. Конисс. — История руссов или Малой России. Сочинение Георгия Конисского, архиепископа белорусского. М., 1846.

Л. лет., Лавр. л., Лавр. сп. и т. д. — Летопись по Лаврентьевскому списку. Издание Археографической комиссии. СПб., 1872.

Лет. пов. о Мал. Рос. Ригельмана — Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще... Ригельмана А. И. М., 1847. Ч. I — IV.

Лет. Самов. — Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти. М., 1846.

Пог. Сб. — Погодинский сборник (рукоп., Арх. Ленингр. отд. АН СССР)

ПСЗ — Полное собрание законов Российской империи

ПСЛ, П. Собр. Л. и т. д. — Полное собрание русских летописей, издаваемое по Высочайшему повелению Археографическою комиссиею. СПб., 1843. Т. II.

Преосв. Евгений. Опис. Киевск. Соф. соб. и т. д. — Преосвященного Евгения. Описание Киево-Софийского собора и история Киевской иерархии. 1825.

Соф. Врем. ПСЛ, т. V — Софийский временник // Полное собрание русских летописей... СПб., 1851. Т. V

Укр. песн. Москв. — Украинские народные песни. М., 1834.

Христ. чт. — Христианское чтение (ежемесячник С.-Петербург. дух. акад., вых. с 1821 г.)


Antelenchus — Antelenchus to jest odpis na scrypt uszczypliwy zakonników cerkwie odstępnej. 1622.

Antirr. — Antirrchesis Krysztofowi Philaletowi który wydal xiążkę imieniem starożytney Rusi religii greckiey. 1610.

Cadlub. — Cadłubek Wincenty. Chronicam Polonorum // Monumenta Poloniae historica. Lwów, 1872. T. 2.

Dług., Długosz etc. — Długosz. Opera omnia. Krakoviae, 1863 — 1887. V. 1 — 14; 1876. V. 3. Collect Historiae Polonicae.

Dz. Helw. kość. Łuk. etc — Dzieje kościoła Helwieckiego w Litwie. Lukaszewicza. 1843.

Miscell. rerum Cojalow. etc — Miscellanea rerum ecclesiasticarum. Cojalowicza. 1650.

Obrona jedn., Obrona jedności cerk. — Obrona jedności cerkiewnej albo dowody którymi się pokazyje iz Grecka Cierkiew z Łacińską ma byi zjednoczona. 1617.

O jedności wiary — Skarga Piotr. O jedności kościoła Bożego. 1577.

Rey. Żyw. etc — Reya. Żywot człowieka poczciwego. 1822.

Szafarik — Šafarik. Slovanske starozytnosti. 1836 — 1837.

Vol. leg. — Volumina legum

Żródła do dziejów etc — Żródła do dziejów polskich. Bröeд-Platera. 1859.








Костомаров Н. И. Исторические произведения. Автобиография / Сост. и ист.-биогр. очерк В. А. Замлинского; Примеч. И. Л. Бутича. — 2-е изд. — К.: Лыбидь, 1990. — 736 с. («Памятники исторической мысли Украины»)

ISBN 5-11-001667-4.

В книгу избранных сочинений известного историка, этнографа, фольклориста и писателя Н. И. Костомарова (1817 — 1885) включены оригинальные исследования исторического прошлого Малороссии, яркие исторические портреты ее видных деятелей, а также «Автобиография» ученого, содержащая своеобразные зарисовки научно-литературной жизни его времени.

Для преподавателей-обществоведов, научных работников, студентов, всех интересующихся отечественной историей.











Попередня     Головна     Наступна


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчани, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.