Уклінно просимо заповнити Опитування про фемінативи  


Попередня     Головна     Наступна





ГЛАВА 38


Описание пребывающих малороссийских народов жительства, обычаев и обрядов, нынешних и прежних


Наротив того украинские черкасы, или малороссийский народ, как то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочное селение в городах, местечках, селах, деревнях и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи; водят пчел, всякий скот, лошадей и разных родов домовых птиц; делают всякое художество, ремесло и торги; имеют мельницы, заводы разные, как-то стеклянные, железные, винокуренные и тому подобное. В обхождении приятны и ласковы, как в мужеском, так и женском роде.

Они в прежние времена, когда с гетманом своим Богданом Хмельницким из под польского владения отдались со всею Украйною /732/своею под Российское державство, состояли тогда войском своим и со всем своим посполитым и прочим народом в двадцати полках, состоящих по обоим сторонам реки Днепра, как-то по правой стороне оного десять, и по левой десять же, а именно: за Днепром: Чигиринский, Черкасский, Каневский, Корсунский, Уманский, Браславский, Калницкий, Белоцерковский, Хватовский и Богуславский; а на сей стороне: Киевский, Нежинский, Черниговский, Стародубовский, Переясловский, Прилуцкий, Лубенский, Миргородский, Полтавский и Гадяцкий. В коем числе всех полков оных находилось самых выборных, то есть, реестровых Козаков, до шестидесяти тысяч человек, кроме незаписных и подпомощников козацких, купцов, мещан, посполитых людей и дворян, или шляхетства, и считать было можно тогда всех на все до двух миллионов душ, кроме женского рода; а по установленному в 1686 году миру между Россиею и Короною Польскою трактатом, уступлена Польше половина Украйны, то есть, вся заднепровская часть земли со всеми городами и разным селением и людьми, кроме служащих Козаков и Киева с его дистриктом, или уездом, и всех сечевских запорожцев с их землями исключено остаться в Российской стороне. А за тем, в оставших на здешней стороне в выше помянутых десяти полках, по новой переписи, находилось выборных Козаков до ста семидесяти пяти тысяч, подпомощников до ста девяносто девяти тысяч, посполитых до пяти сот сорока тысяч, а всех разного звания жителей до миллиона. Они имели главного начальника над собою, одного гетмана своего, как об оном выше сего описано, каким образом оный у них постановлялся.

Сей гетман имел при себе генеральную, то есть, войсковую старшину, как-то: обозного одного, есаулов двух, хорунжего одного, бунчужного одного и несколько бунчужных и войсковых товарищей с прочими канцелярскими и иными чинами. При полках же были полковая старшина, при каждом: полковник, обозный, судья, писарь, есаул, хорунжий, а при полковых канцеляриях: атаманы, у коих тюрьмы с караулами и сторожами в ведении состояли, а для городового смотрения городничий, который и полицейскую должность ведал. Полки оные были разделены на многие сотни и именовались по городам, местечкам и по знатным селам, кои находились в котором полку; над теми сотнями были сотники, при них сотенные атаманы, писари и есаулы, так же и значковые товарищи. Все вышеписанные чины, как гетман на его чин, или как называлось, на булаву, на содержание войсковой арматы, то есть, артиллерию, и полковые и на всю войсковую канцелярию, вся генеральная старшина, полковники с полковою и с сотенною старшиною, имели, по состоянию чинов своих, ранговые маетности, то есть, вотчины вместо жалованья, а козаки своих подпомощников.

В городах при магистратах и ратушах, над мещанством и цехами, по одному войту, то есть, президенту, бурмистров, райцев, или ратманов имелось по несколько, и цехмистеров. В селах над козаками вы-/733/борными и подпомощниками были атаманы, кои куренные назывались, а над посполитыми войты или старосты из мужиков.

Сверх вышеписанных полков состояли еще пятисотые конные ж три компанейские полка, со всеми полковыми и прочими чинами, как и в прочих поселенных полках было; оные состояли из охотников и вольных людей. Их довольствовали из войсковой суммы денежным жалованьем, провиантом и фуражом, и квартировали по селам и деревням.

Прежде сего были у них и пехотные полки, называемые сердюки, но со времени измены гетмана Мазепы, оные истреблены.

Народ здешний великие любители были вольности; ибо всякий город их, Польше или России подданный, между собою составлял правление гражданства. Они не имели своего природного владетеля, как выше значится, однако ж отдавались одному началу, который ими единогласно избирался, и того называли своим гетманом. По нем управлялись своими полковниками и прочими старшинами и гражданскими чиновниками. Кои же в оные чины избирались, как то в древние времена, те не смели от того отказываться, понеже часто случалось, что такого почитали за изменника и недоброжелателя общей пользы, которых иногда за то отрицание и смерти предавали, равно ж и в случае несчастия против неприятеля или иной какой ошибки, гетманы не без страха находились, ибо таковое приключение в вину ему ставили, и за то должен был так же иногда платить своею головою. Когда ж избранному объявят чин, то должен был оный благодарить собрание за оную данную ему честь, обещая и клянясь при том, как братиям и отечеству своему, не щадя живота, защищать ревностно и обстаивать их навсегда и верным к ним быть. На что следовали подтверждения от владетельных ими государей жалованными грамотами, чрез что гетман достоинство звания своего имел по жизнь свою. Сверх оного в давние времена имел всякий город своего воеводу с переменою погодно над судными их делами и для городового правления, которого называли есаулом; власть его и почтение очень сходствовало с древними афинскими архонтами, и так же должен он был, яко глава градская, идти иногда против неприятеля в поле.

Должность гетманская была, так как вышнего судьи, наблюдать производство исполнения по законам, и так как главному вождю и предводителю их в походах быть. А со времени подданства их под державу Российскую, хотя они и обществом же своим в гетманы себе избирали, но с соизволения монаршего и на то подтверждение просимо было, так как от их государя и обладателя. И хотя они такие ж подданные как и прочие россияне считались, однако не только вышепомянутым правлением защищались, но и при древних их гражданских законах и обыкновениях оставлялись, на правах магдебургских и саксонских, называемых Статут, и тем судились. Они с природы все добросердечны, дружны, Щедры, разумны и понятны ко всему, да и несколько хитры. /734/

Они почти все белотелы, хорошего виду, становиты, смелы и благосклонны. Оружие их было: пушки, ружья, пистолеты, сабли, копья. Болезни имеют обыкновенные, наибольшая часть умирает от старости, а в прежние времена более против неприятеля.

Женщины так же почти все лепообразны и много красавиц: глаза темные, большие, ноги и руки статные, волосом темнорусые, нос и рот умеренные, благоприятны к чужестранным. Платье носили, и ныне некоторые еще носят, так же как и черкеские женщины, то есть, юпки со шнуровками, а поверх кафтан длинный с коротким лифом, и кунтоши, на голове круглый чепец или сборник, поверх оного завивают серпанками, то есть, белыми тонкими фатами, так же кибалки, обвитые серпанками ж (подобие оной кокошника российского, когда под фатою, только выше и круче в верх спереди); лица ж своего никогда не закрывают. Иные ж носят шапочки-кораблики маленькие, из шелковой материи и собольи. Ныне ж верхнее платье носят знатные с перехватом, долгое ж, наподобие английского ребронта с гладкою спинкою и с длинными узкими руками. Но начинают уже иные многие ходить в немецком убранстве. Простые ж или сельские носят обыкновенно плахты, то есть, панёвы, и спереди запаску, или передник, что прежде сего и все знатные носили; а поверх надевают белый обинковый долгий кафтан, головы ж повивают серпанкою, так как выше сказано: равно и кибалки.

Мущины ж ходят без бороды, но с усами; носят все черкеское платье, кафтан и жупан, а иные и польское, опоясываются кушаками. Головы подбривают, а поверх волосы в кружало подстрижены, что называется чуб; носят шапки польские и черкеские, а у простых кучмы; нижнее ж платье шеровары, убранье и штанцы называется; на ногах сапоги или чоботы с высокими, а иные с низкими и плоскими, железными скобками, кои вместо каблуков служат.

Девки у иных все в таком же платье ходят, как и женщины, только волосы заплетают в две косы, и вокруг головы по волосам и по лентам обвивают и обтыкают поверх их цветами, что как венок наложенный на голову представляет, иные ж и совеем сеткою золотою или серебряною те косы свои обвивают и концы оных, так равно и ленты разных цветов, от самого корня кос до пояса и ниже по спине висящие, распускают.

Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по польски, а паче по своему черкаскому умеют. Из них весьма много музыкантов хороших бывает. Игра их более на скрипках, на скрыпичном басе, на цымбалах, на гуслях, на бандуре и на лютне, при том и на трубах. А сельские по деревням так же на скрипках, на кобзе (род бандуры) и на дудках, а литвяки на волынках. Сии и медведей ученых по городам водят и на трубах при том играют.

Они все певцы хорошие и весьма склонны к разным наукам, даже что многие и до высоких школ доходят. Из них не редко изрядные проповедники и духовные особы бывают. /735/

Впрочем, для обхождения они во многом подобны европейцам. Они горячего напитка хотя и пьют довольно, но со временем и для случая, и потому у них пьяниц мало. Со всем тем трудолюбивы, домостроители и хорошие хозяева.





О разности различия и состояния сих народов


В Малороссии суть следующие чины государственные: 1. духовенство; 2. шляхетство; 3. козаки; 4. мещане; 5. поспольство, то есть, крестьяне.

Духовенство здешнее составляют, ерхиепископ, митрополит Киевский, епископы: Черниговский и Новгород Северский, бывшие два ставропигиальные архимандриты, Киевопечерский и Межигорский (они ныне уничтожены), архимандриты и игумены прочих монастырей, протоиреи, иереи и дияконы, черные и белые, с чернецами.

По бывшим установлениям сеймовым власти духовные не могли инако быть, как из шляхетства; архиереи избираемы были собранием духовным и мирским чином той епархии, а Печерский архимандрит собором той Лавры, в присутствии депутатов Главного Правления; но от начала нынешнего столетия утрачен сей обряд и духовные знатнейшие чины достались, большею частию, простолюдинам. При всем том, однако ж, соблюдено еще было для них преимущество участвовать во всех публичных советах и собраниях шляхетства, как то при выборе бывших, гетманов, при делании новых постановлений и прочего. Всякий из них везде почитается наряду с шляхетством, и за обиды им суть производится как с приключением шляхтичу.

Шляхетство имеет следующие выгоды: 1. Предпочтение пред всеми другими светскими состояниями народными. 2. Ближайшее всех право к чинам духовным, военным и гражданским. 3. Право избрания чинов. 4. Свободу собственных их земель, угодьев и всяких промыслов от всех даней. 5. Свободу от постоев. 6. Вольность не только заводить всякие промыслы в имениях своих, но и пользоваться всеми в собственном своем владении находимыми в земле и на поверхностях металлами, минералами и солями. 7. Распоряжать имением своим по своей воле. 8. Ни в самых государственных и уголовных преступлениях по доносам, или жалобам, не быть иманым, но званым к суду на срок, и пользоваться свободным ответом и апеляциею на приговор, исключая поимку на деле преступления, равно и ежели по доказательству на смерть осужден будет, то по объявлении апеляции, будет или задержан при суде, или свобожден на поруки.

Козаки, за многие их Короне Польской заслуги, когда еще Малая Россия от оной зависела, пожалованы были разными отличными выгодами и вольностями. Малейшее прикосновение со стороны поляков, которые искали власть свою умножить в сей части, ради корыстей собственных, было причиною многих междуусобных браней, как в сем летописном повествовании об оном значится. Вольности сии /736/ еще более распространены, когда сие, во свое время, храброе войско, освободившись от ига польского военною рукою, возвратило всю Малую Россию в соединение с древним ее отечеством, под державу всероссийских царей и императоров; тут начальники над войсками козацкими одержали при себе все управление и власть в народе, предстательствовали не только за мещан, но и за самое шляхетство. Главнейшие вольности Козаков состояли: 1. В участии в выборе прежде сего гетмана, о котором было точно сказано, что он должен быть из природных и истинных Козаков, равно полковников и сотников. 2. В суде от своих старшин точно, не подлежа суду, ни, бывшим прежде сего в городах, боярина, ни воеводы, ни стольника, ни инаго великороссийского человека. 3. В свободе иметь в добрах своих все промыслы, какого бы звания они ни были, и особенно винокуренный. 4. Хотя и не почитаются точно шляхетством, но навязки за безчестие и прочее в судах за обиды штрафы даются им против шляхты.

Мещане по городам пользуются и доныне правом, гражданским магдебургским. Они подчинены единственно своему магистрату, в который избирают урядников сами. Торг в том городе врознь принадлежит им единственно, а посторонним дозволено только продавать свои товары оптом, исключая только бываемые по временам в городах ярмарки, в коих свободно производят и приезжие купцы продажу врознь своим товаром; мещане ж могут между собою продавать имения; но ежели козаку, или шляхтичу, то с тем, чтоб купивши, удовлетворял повинностям градским. Сии повинности состоят в обыкновенном наложении на дома обывательские оклада, в дачах потребных и предосторожности от пожара в том городе.

Посполитые в Малой России как коронные, так и приватные, по силе Статута, не имеют свободы земель своих не только продавать, но и закладывать без позволения владельцев. Они, до состояния в здешнем крае нового учреждения, могли переходить с места на место, но оставя все нажитое господину и заплатя ему за те дни, или годы, кои они во льготе имели и получа от него на письме отпуск. Помещики не имели власти продавать их инако, как с землями, и ежели упорствуют в отпуске переходящего, то оным давался от стороны правления.













Попередня     Головна     Наступна


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчанин, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )



 


Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.