‹‹   Головна





ПІВНІЧНА ВІЙНА В НОВГОРОДСЬКОМУ ТРЕТЬОМУ ЛІТОПИСІ


[За виданням: Новгородскія лЂтописи. Изданіе Археографической коммиссіи. — Санктпетербургъ, 1879. — XXIV + 448 + 118 с.]




Книга, глаголемая ЛЂтописец Новгородской въкратцЂ, Церквамъ Божіимъ, въ которое лЂто которая церковь во имя строена, и при которомъ епископЂ или архіепископЂ или мітрополитЂ, и в которомъ годЂ который архіепископъ или епископъ или мітрополітъ поставлени быша, и прилучан в котором годЂ какіе были в Великом НовЂградЂ и в пригородахъ: и то в семъ ЛЂтописцЂ что и обрящеши.

Ђтописец новгородскій церкви Божіимъ. — С. 172-390.)


с. XIII. (витяг з передмови)

"Книга, глаголемая ЛЂтописец Новгородской въкратцЂ, церквамъ Божіимъ" (такъ названная Новгородская третья ЛЂтопись) содержитъ въ себЂ преимущественно извЂстія о дЂлахъ церковныхъ. ИзвЂстія эти пополняютъ находящіяся въ другихъ Новгородскихъ лЂтописях свЂдЂнія объ этихъ же дЂлахъ и нЂкоторыми своими подробностями, носящими очевидный характеръ современности, указываютъ на то, что въ рукахъ составителя "Книги" находились или недошедшія до насъ рукописи, изъ которыхъ онъ черпалъ свои свЂдЂнія, или замЂтки частныхъ лицъ...

Окончательную редакцію "Книга" получила вЂроятно около 1673 года, на которомъ прекращается большая часть списковъ; но нЂкоторые изъ нихъ идутъ до 1699 и даже до 1722 года.



с. 382-384.

[1709] В лЂто 1709, маия 20 день, загорЂлосъ, в третьемъ часу дни, на Иванской улицы, на дворЂ гостевомъ, и бысть (* ПримЂчанія: Въ спискЂ: быть) пожаръ лютъ зЂло: погорЂ весь рядъ, и гостиной дворъ, и церквей 15, и горЂ до Коржовы, а в СлавнЂ до Виткова переулка. Архіерей же Іовъ, видЂвъ таковый зЂлный пожаръ, изиде со кресты к Знаменію Богородицы, на Илину улицу, совершая молебная и по улицамъ со кресты ходя; и паки пріиде къ Знаменію Богородицы, и ста в той улицЂ, поюще молебная. ВидЂвше же архіерей Иовъ (** Тамъ же: иви.), яко огнь простірается и до церкви Знаменія Богородици, снемши сь себе омоθоръ и мантію и рясу, начать со игумены [и] иереи избы ломати (*** Тамъ же: ломати с німъ.); и тако, Божіимъ поспЂшеніемъ, и заступленіемъ Богоматере, и молитвой архіерейскою, пожаръ той утішися за три двора до церкви Знаменія Богородицы. В то же время и вечерню пояху прі огню, и со кресты хождаху с не[ю] же Богородицею иконою; по сихъ вшедше во храмъ пресвятыя Богородицы Знаменію благодарственная воздавше, отъидоша восвояси. Того же лЂта в Великомъ НовЂграде бысть вода велика в ВолховЂ, и потопи многи монастыри и веси; и во градЂ на Торговой сторонЂ, на Загородской улицЂ, бысть вода. Того же лЂта ятманъ Черкаской Іоанъ Стефановъ великому государю царю и великому князю Петру Алексіевичю, всея Великія и Малыя и БЂлыя Россіи самодержцу, измЂнилъ, и придался со всею силою своею Немецкому королю, и привелъ его со всею силою СвЂйскою в Малую Россію, хотя с нимъ ити на царствующій градъ Москву и плЂнити его, также и вси городы Россійския разорити, и святыя церкви сокрушити, и вЂру христіанскую искоренити, и все православное христіанство мечемъ погубити, и многое кровопролітіе роду христіанскому сотворити. Слышавше великій государь царь и великій князь Петръ Алексіевичь, возболЂся душею о толикомъ проклятого измЂнника Мазепы преда-/383/телст†къ СвЂйскому королю, и о дерзновеніи СвЂйского короля на Россійскую землю, чрезъ пособство и помочь онаго Мазепы, призва Бога помощника себЂ, и поиде со всею сілою своею противу непріятеля своего СвЂйского короля и измЂнника своего ятмана Іоанна Мазепы, и срЂте ихъ в Малой Россіи у града Полтавы, на полЂ Полтавскомъ. И бысть с ними бой великъ того же лЂта, мЂсяца іуніа въ 27 день, на память преподобнаго отца нашего Сампсона страннопріимца; и помощію Божіею и молитвами пресвятыя Богородицы, оную всю непріятелскую силу, пришедшую обладати Россійскую землю, порази мечемъ на главу, и самъ пріятъ король рану в ногу свою, с малыми людми, видя воинство свое все побито, побЂже вспять, не в свою землю, но к Турскімъ странамъ, ко граду Ачакову Турецкому, лежащему обонъполъ моря; Россійстіи же вои гнашася (* Въ спискЂ: гнашеся) по немъ и не постигоша, понеже в малыхъ часЂхъ предъ ними утече за море, давъ великъ наемъ; и пріиде в Ачаковъ, и оттуду свезенъ бысть в Царьградъ к салтану Турскому, и тамо возмутилъ салтана Турского ити на Россію, еже и бысть. Прочіи же вси вои СвЂйскія побіени быша на полЂ Полтавскомъ, а иніи живы руками яша и к Моск†свезоша; и тако отъ бывшихъ с королемъ СвЂйскимъ под полтавою вой СвЂйскихъ ни единъ возвратися в землю свою, но вси уснуша вЂчнымъ сномъ на полЂ Полтавскомъ. И толикія ради преславныя побЂды над СвЂйскимъ королемъ Карлусомъ и надъ его воинствомъ, подъ Полтавою бывшія, лЂтнее торжество устави, мЂсяца іуніа в 27 день праздновати вЂчно в роды и роды тріvпостасному Богу. Ятмана же Іоанна Мазепу великій государь повелЂ смертію казнити, и градъ его столный разори до основанія, и вся люди посече. Бысть побито на томъ бою НЂмецкія силы... (** ЗдЂсь въ спискЂ пропускъ.). Того же лЂта бысть пожаръ в Санктъ-ПитеръбурхЂ, іуліа въ 29 день: погорЂша ряды и дворовъ много (*** Пожаръ этотъ былъ 28 іюля 1710 года. См. Походный журналъ 1710 года, стр. 18.). Того же лЂта бысть пожаръ на МосквЂ, аvгуста въ 11 день: погорЂ /384/ БЂлой городъ до Китая, отъ Никитинскихъ воротъ и по Тверской, и Земляной городъ. Того же лЂта, аvгуста въ 13 день, бысть пожаръ великъ зЂло в Нижномъ НавЂгороде. того же лЂта..... (* ЗдЂсь въ спискЂ оставлено бЂлое мЂсто; Сильвестръ былъ хиротонисанъ 14 сентября 1708.) поставлен бысть на МосквЂ, между патріаршествомъ, преосвященный Сільвестръ митрополитъ в Нижній Новъградъ, архімандритъ Сергіева монастыря.











ДОДАТОК I.


Отрывки изъ лЂтописнаго сборника, принадлежащего Новгородскому Николаевскому Дворищенскому собору. — С. 449-488 (Второй отрывокъ).


с. 482-484.

[1700] В 1700-мъ году, генваря в 1 день, царь Петръ АлексЂевичь, чрезъ публичное объявление на Красной площади на МосквЂ, время учитанія годов перемЂнилъ, и указалъ, чтобъ вмЂсто того, что прежде сего в Россіи обычайно исчисляемы были лЂта отъ созданія міра, с того 1-го дня генваря считано было и писано по всей Россіи, во всякихъ духовныхъ и гражданскихъ дЂлахъ и писмахъ, годы отъ рождества Христова и чтобъ годъ начинался с 1 числа генваря, а не такъ какъ прежде с перваго числа сентебря щиталося.

В томъ же 1700-мъ году, государь царь Петръ АлексЂевичь за достойные притчины, обиды и неправды, творимыя отъ /483/ Шведовъ, какъ противъ своей персоны, такъ и подданныхъ в торговлЂ, разрушивъ уставленный на 30 лЂтъ миръ чрезъ Россійскихъ посланниковъ Емельяна Украинцова да Івана ЧередЂева, іюля в 3 день войну противъ Шведовъ поднялъ.

В сентябрЂ мЂсяцЂ пошелъ в Ижорскую землю с войсками и Нарву облежалъ, откуду, какъ онъ самъ изволилъ отъЂхать в Новъгородъ для нужныхъ дЂлъ, во отсутствіе его ШвЂдской король Каролюсъ XII войски его в обозЂ потЂснилъ, и в обозъ вступилъ, казну денежную и войскую, такожде и пушки государевы, себЂ договорилъ, а генераловъ Рускихъ всЂхъ отпустить в Русь обЂщалъ и 4 пушки на дорогу дать; но, по наговору нЂкихъ своихъ, генераловъ Рускихъ за арестъ взять велЂлъ и в Стокгольмъ отвести, что и учинено было. Однакожъ царь Петръ АлексЂевичь тое безчастіе поправилъ, а именно в 703 году отъ Шведской короны Нотенбургъ, а в 704-мъ Нарву приступомъ взялъ, городъ Яму, Копорье и всю Ижерскую землю подъ свою царскую державу взялъ.

[1707] В лЂто 1707-е, іюля в 20 день, явися на небеси змія облачна и стояла до захожденія солнца; сіе знаменовало пришествіе [короля] Шведскаго в Р[оссію].

[1708] В году 1708-мъ, вышепоменутый Шведскій король со всЂю силою из Саксоніи чрезъ Полшу [вступилъ] с такимъ намЂреніемъ, чтобъ в самую Москву войти и разорить, и уставленіе гражданское в Россіи перемЂнить по своему мнЂнію. Мазепа, гетманъ казацкій, измЂнивъ своему государю Петру АлексЂевичу, пошелъ к королю Шведскому и его с войсками в Украину пустилъ, гдЂ онъ и зимовалъ.

[1709] А в 1709-м году оный Шведскій король, в 27 день іюня мЂсяца, подъ городомъ Полтавою с царемъ Петром АлексЂевичемъ в баталію вступилъ, [въ] которой царь Петръ АлексЂевичь самъ своею персоною тогда войсками командировалъ, король Шведской прогнанъ и войски его поражены, гдЂ множество побито.

Генералъ Шведской Левенгоуптъ с конницею Шведскою досталною, при которой и самъ король былъ, отступилъ отъ побои-/484/ща к рЂкЂ, к мЂсту зовомому Переволочье; но какъ государеви войски на него пришли, король с Мазепою самъ и нЂсколько драбантов и афицеровъ, переправившись чрезъ Днепръ, ушолъ в Турецкую землю в городъ Ачаковъ, а оттуды в Бендеръ. (* Въ рукописи за симъ приписано: ДоздЂ из Ядеръ Історіи Рос. ...)


[1711] ... А измЂнникъ Мазепа умеръ в БендерЂ, турецкомъ градЂ...





[Новгородская (III) третья летопись / Новгородские летописи. Изд. Археографической комиссии, СПб., 1879. — с. XIII, 383-384, 482-484.]














ДОДАТОК II (інше видання Новгородського третього літопису).


[За виданням: Новгородская третья лЂтопись / Полное собраніе русскихъ лЂтописей, изданное по высочайшему повелЂнію Археографическою коммиссіею. — Томъ третий. IV. Новгородскія лЂтописи. — Санктпетербургъ, 1841. — X + 308 с. ]


с. 276-277.

...Того же лЂта ятманъ Черкаской Іоаннъ Стефановъ великому государю царю и великому князю Петру Алексіевичю, всея Великія и Малыя и БЂлыя Росіи самодержцу, измЂнилъ, и предался со всею силою своею НЂмецкому королю, и привелъ его со всею силою СвЂйскою въ Малую Росію, хотя съ нимъ ити на царствующій градъ Москву и плЂнити его, также и вси городы Російскіе разорити, и святыя церкви сокрушити, и вЂру христіанскую искоренити, и все православное христіанство мечемъ погубити, и многое кровопролітіе роду христіанскому сотворити. Слышавъ же великій государь /277/ царь и великій князь Петръ Алексіевичь, возболЂся душею о толикомъ проклятого измЂнника Мазепы предателст†къ СвЂйскому королю, и о дерзновеніи СвЂйского короля на Російскую землю, чрезъ пособство и помочь онаго Мазепы, призва Бога помощника себЂ, и поиде со всею сілою своею противу непріятеля своего СвЂйского короля и измЂнника своего ятмана Іоанна Мазепы, и срЂте ихъ в Малой Росіи у града Полтавы, на полЂ Полтавскомъ. И бысть с ними бой великъ того же лЂта, мЂсяца іуніа въ 27 день, на память преподобнаго отца нашего Сампсона страннопріимца: и помощію божіею и молитвами пресвятыя Богородицы, оную всю непріятелскую силу, пришедшую обладати Російскую землю, порази мечемъ на главу, и самъ пріятъ король рану въ ногу свою, съ малыми людми, видя воинство свое все побито, побЂже вспять, не въ свою землю, но къ Турскімъ странамъ, ко граду Ачакову Турецкому, лежащему объ онъ полъ моря; Російстіи же вои гнашася по немъ и не постигоша, понеже въ малыхъ часЂхъ предъ ними утече за море, давъ великъ наемъ; и пріиде въ Ачаковъ, и оттуду свезенъ бысть в Царьградъ къ салтану Турскому, и тамо возмутилъ салтана Турского итти на Росію, еже и бысть. Прочіи же вси вои СвЂйскіе побіени быша на полЂ Полтавскомъ, а иніи живы руками яша и къ Моск†свезоша; и тако отъ бывшихъ с королемъ СвЂйскимъ под полтавою вой СвЂйскихъ ни единъ возвратися въ землю свою, но вси уснуша вЂчнымъ сномъ на полЂ Полтавскомъ. И толикія ради преславныя побЂды над СвЂйскимъ королемъ Карлусомъ и надъ его воинствомъ, подъ Полтавою бывшія, лЂтнее торжество устави, мЂсяца іуніа в 27 день праздновати вЂчно въ роды и роды тріипостасному Богу. Ятмана же Іоанна Мазепу великій государь повелЂ смертію казнити, и градъ его столный разори до основанія, и вся люди посЂче. Бысть побито на томъ бою НЂмецкія силы...




[Новгородская третья летопись / ПСРЛ. — СПб., 1841. — Т.3. — С. 276-277. ]











Див. також:

Олександер Оглоблин. Гетьман Іван Мазепа та його доба.

Теодор Мацьків. Гетьман Іван Мазепа в західньоевропейських джерелах 1687-1709.

Гетьман Іван Мазепа. Збірка портретів.

Листи та накази Петра I-го (липень-грудень 1708 р.)













© Сканування та обробка: Максим, «Ізборник» (http://litopys.kiev.ua)
18.IX.2004







‹‹   Головна


Етимологія та історія української мови ua_etymology:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчани, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.