Уклінно просимо заповнити Опитування про фемінативи  


  ‹‹     Головна





П. Ефименко.

МОГИЛА ГЕТМАНЦЕВЪ ВЪ Г. ЛЕБЕДИНЂ.



Въ исторіи Руссовъ, приписываемой архіепископу Георгію Конисскому, передается, что въ концЂ 1708 г. во время пребываня Петра I въ мЂстечкЂ ЛебединЂ въ Слободской УкрайнЂ, Меншиковъ творилъ судъ и расправу надъ тЂми изъ малороссіянъ, которые заподозрЂны были въ усердіи къ МазепЂ, потому что они не явились въ общее собраніе для выбора новаго гетмана. Сознанія заподозрЂнныхъ добивались пытками, при помощи батожья, кнутовъ и раскаленнаго желЂза; кто не выдерживалъ положеннаго числа пытокъ, того казнили, сотря по винЂ, повЂшеніемъ, отсЂченіемъ головы, колесованіемъ, четвертованіемъ или-же сажаніемъ на колъ. Погибло такимъ образомъ до 900 человЂкъ. „Число сіе можетъ быть увеличено (преувеличено), но судя по кладбищу, отлученному отъ христіанскаго и извЂстному подъ именемъ Гетманцовъ, должно заключать, что зарыто ихъ здЂсь очень не мало“ (Истор. Рус. стр. 212).

По поводу преведеннаго извЂстія, Н. И. Костомаровъ въ своей статьЂ „Мазепинцы“, помЂщенной въ 1-й книжкЂ „Русской Мысли“ за настоящій годъ, говоритъ, что это извЂстіе принадлежитъ къ разряду такхъ, о которыхъ можно сказать, что хотя они вЂроятны, но невЂрны. Сомнительно-же оно потому, что встрЂчается въ одномъ только источникЂ, не современномъ и чрезвычайно мутномъ (разумЂется исторія Руссовъ), и не подтверждается никакими другими, болЂе достовЂрными источниками.

Что судъ съ пытками и казнями дЂйствительно совершился въ ЛебединЂ надъ лицами, сочувствовавшими МазепЂ, подтверждается самой статьей Н. И. Костомарова, составленной, между прочимъ на основаніи отрывковъ изъ дЂлъ, производившихся въ ЛебединЂ /694/ и сохранившихся въ дЂлахъ московскаго архива министерства юстиціи и въ дЂлахъ архива иностранныхъ дЂлъ. „Къ большому сожалЂнію, говоритъ Н. И., мы не имЂемъ всЂхъ дЂлъ, производившихся въ ЛебединЂ; можетъ быть они гдЂ нибудь и сохранились, но ожидаютъ счастливца, которому суждено будетъ открыть этотъ кладъ“. Изъ статьи многоуважаемаго историка видно, что онъ нисколько не отвергаетъ производства суда и расправы въ ЛебединЂ надъ сторонниками Мазепы, а лишь ограничиваетъ размЂръ казней. Умаляя число жертвъ суда, Н. И. отрицаетъ существованіе особаго кладбища, гдЂ погребены казненные. „Если-бы тутъ была какая-нибудь правда, продолжаетъ онъ, и если-бы въ народной памяти мЂстность, гдЂ погребены были казненные, носила такое названіе, то оно-бы удержалось въ 30-хъ годахъ текущаго столЂтія, между тЂмъ въ этихъ именно годахъ мы встрЂчали старожилов лебединскихъ и спрашивали о томъ, что начитали въ знакомой намъ тогда еще по рукописи исторіи Руссовъ. Если старики 30-хъ годовъ XIX столЂтія, проведшіе юность свою въ концЂ XVIII, не слыхали о томъ, что выдается иамъ за народное преданіе о событіяхъ, совершившихся не ранЂе начала XVIII вЂка, то какъ не усомниться въ существованіи когда-либо такого воспоминанія у народа“.

Мы не знаемъ, почему старики лебединскіе ничего не сообщили Н. И. о казни гетманцевъ, хотя она несомнЂнно и производилась, по крайней мЂрЂ, надъ нЂкоторыми лицами, — и о мЂстЂ погребенія казненныхъ. Но въ другомъ источникЂ находимъ свЂдЂнія о существованіи подобнаго преданія. Преосвященный Филаретъ въ своемъ Историко-статистическомъ описаніи харьковской епархіи сообщаетъ „по мЂстнымъ свЂдЂніямъ“, что дЂйствительно въ ЛебединЂ существуетъ особая могила гетманцевъ; она, по его словамъ, находится въ саду одного илъ прихожанъ Вознесенской церкви въ 300 саженяхъ отъ бывшаго городскаго вала; возвышенная насыпь простирается болЂе, чЂмъ на 10 саженей въ длину и ширину; мЂстами на этой насыпи оказываются провалины и по временамъ, во время построекъ, выкапывались человЂческія кости. Общимъ кладбищемъ эта могила не могла быть потому, что она по прежнему стоитъ вдали отъ храма. А какъ извЂстно, въ прежнее время умершихъ естественною смертью хоронили въ церковныхъ оградахъ. ОтдЂль-/695/ное-же кладбище въ ЛебединЂ заведено лишь съ 1771 года (ОтдЂл. III, стр. 463).

Зная, что преосвященный Филаретъ при составленіи своего замЂчательнго труда пользовался главнымъ образомъ свЂдЂніями, добытыми на мЂстЂ, т. е. доставленными мЂстнымъ духовенствомъ, нельзя сомнЂваться въ дЂйствительности сообщаемаго имъ. Да мы и сами слышали здЂсь, въ ХарьковЂ, о существованіи упомянутой могилы. Теперешніе мЂстные жители передаютъ, что въ указанной могилЂ погребены люди, казненные за поддЂлку фальшивой монеты. Для того, кто знаетъ, какъ народъ забываетъ прошлое своего края, нисколько не удивительна замЂна гетманцевъ, память о которыхъ вообще стушевалась въ здЂшнемъ населеніи, фальшивыми монетчиками.

Итакъ, надобно полагать, что исторія Руссовъ, по крайней мЂрЂ по отношенію къ передаваемому событію, не въ той мЂрЂ невЂрна, въ какой предполагаетъ Н. И. Костомаровъ.


П. Ефименко.







[Ефименко П. Могила гетманцев в г. Лебедине // Киевская старина. — 1884. — Т. 8. — № 4. — С. 693-695.]

















© Сканування та обробка: Максим, «Ізборник» (http://litopys.kiev.ua/)
9.XI.2007








  ‹‹     Головна


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчанин, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )



 


Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.