Попередня     Головна     Наступна





ЛЂТОПИСЬ ПОДГОРЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ.


[Киевская старина. — 1890. — № 7. — С. 121-128.]



Въ числЂ другихъ рукописей, находившихся на выставкЂ Ставропигійскаго Института во ЛьвовЂ, была книга in folio въ 150 страницъ, подъ заглавіемъ „Сvнопсисъ или краткое собраніе исторій и созиданія святыя обители общежителныя Подгорецкыя, древле именуемыя ПлЂсницкыя, купноже и въспоминаніе о сооруженіи святыя церкви Преображенія Господня въ тойже святой обители, списася року Божія 1699“. На старинномъ кожаномъ переплетЂ этой книги имЂется тоже наклеенное польское заглавіе: „Księga Historij klastoru Podhoreckiego, zakonu Basyliańskiego, po rusku pisana, gdzie tak (że) inwentarz rzecy cerkiewnych i klasztornych. Roku pańskiego 1699 sporządzona“. Собственно лЂтопись занимаетъ въ этой книгЂ только 60 страницъ. КромЂ того на страницахъ 89 — 97 находится какъ будто добавка — нЂсколько документовъ, выписанныхъ изъ львовскихъ актовъ гродскихъ и заключающихъ въ себЂ дарственныя записи въ пользу монастыря. Прочее мЂето занимаютъ инвентари или „ресстры“ книгъ и церковной утвари монастыря. Инвентарей въ нашей книгЂ имЂется три, а именно первый по времени, а послЂдній по мЂсту отъ 1699 года, второй по времени и первый по мЂсту отъ 1714 и третій по времени, средній по мЂсту отъ 1730 года. ЛЂтопись, которой два послЂдніе листа (еще до нумераціи) вырваны, доведена до 1715 года. БолЂе новымъ письмомъ конца XVIII ст. добавлены еще д†записи 1726 и 1729 годовъ. /122/

„Сvнопсисъ“ составляетъ если не очевь важный, то все таки интересный источникъ для исторіи прикарпатской Руси, преимущественно съ 1662 — 1699 годовъ. НЂкоторыя подробности изъ него были уже обнародованы крилошаниномъ А. С. Петрушевичемъ въ 1874 г. въ его „Сводной галицко-русской лЂтописи съ 1600 — 1700 годовъ“. Но такъ какъ А. С. Петрушевичъ началъ свои выписки изъ „Сvнопсиса“ 1662 годомъ и почему то пропустилъ интересныя во многихъ отношеніяхъ преданія объ основаніи церкви ПлЂсницкой и объ инокЂ ЗосимЂ, то мнЂ кажется не лишнимъ систематически исчерпать весь историческій матеріалъ, заключающійся въ „СvнопсисЂ“. Правда, значительную долю въ этой лЂтописи занимаютъ копіи документовъ: дарственныхъ записей, королевскихъ привиллегій и епископскихъ грамотъ, имЂющихъ раз†только мЂстное значеніе и поэтому пропущенныхъ нами; кромЂ того авторъ лЂтописи заносилъ въ нее многіе факты, тоже не имЂющіе болЂе широкаго, историческаго значенія. какъ напр. извЂстія о новыхъ постройкахъ, земельныхъ спорахъ и т. п. хозяйственныхъ дЂлахъ монастыря, что мы также пропускаемъ. Очень жаль, что со смертію игумена Парфенія Ломиковскаго лЂтопись Подгорецкаго монастыря совершенно прекращается.


Миронъ.





Упомянувъ объ апокалипсическихъ деревахъ, которыя уцЂлЂли среди общаго опустошенія, авторъ лЂтописи продолжаетъ: „Щасливіе древа въ ласцЂ божой зосталіе. Не мнЂй щаслившіе древа и сей церкви святой, ижъ гди сурове зъ загнЂваннаго декрету небесного страшные неприятелЂ креста святого мечем христіанскіе краи пустошили, огнем околичніе мЂста и церкви божіи руйновали, сію же церковъ отъ посполитого декрету и пожару, яко отъ общеземнаго потопа ковчегъ Ноевъ сохранити изволилъ Господь. Панства, провЂнціи, мЂста и села околичніе зостали зруйнованніе, а тая церковъ святая. яко саламандра во огни, яко тріе отроки во пещи вави-/123/лонской живи, яко Сигор въ Пентаполи, и яко Лотъ от пламеянотекущей уволненний Содоми, превишше же смраднихъ водъ, гоненія, преслЂдованія и войни непріятельской безпечне пребывала. Що дивнЂйша: все мЂстце града ПлЂсницкаго, которое негдись на том мЂстцу стояло, и до сего дня зовется ПлЂсницко, яко окопы и вали значніе до сихъ часъ дают вЂдомость, тіи такъ зруйнованые, иж дубы високіе, дерева дубравніе на томже мЂстцу повирастали, а сия церковъ святая невредно соблюдаема естъ... А збудована естъ отъ княжни Елены, которая княжна знать была вЂри православно-христіанской, и прежде бо сих временъ на главахъ российского народу княжие сняли митры. Даст того певный и виразний документъ над царскими врати внутръ олтаря в тіе слова напис: „Αρ̃π року: Гони Батый Елену Княжну, аже и церковь сію в то время тая же сооруди княжна, граду ПлЂсницку тогда бывши разоренну“ я†естъ, ибо тую церковъ невредимо вышній Господь сохранил доселЂ и прославилъ, же ю от посполитого гнЂву своего и запаленя уволнилъ...


„Хто бы тежъ при церкви сей святой от того часу през килкасот лЂтъ зоставалъ, ниже писанія, ни извЂствованія обрЂтаемъ. ПовЂсти о семъ и свЂдительства старих и старожитных людей сицевыя изобрЂтаемъ. От року 1583 старец нЂкто именемъ Зосима, родомъ тутешных странъ, из града, БЂлый Камень названнаго, благочестивихъ родителей синъ млад еще сый дойде з нЂким монахом до святыя горы Аθонскія, Господу тако хотящу, и там образ иноческій воспріемъ, наставленъ Богомъ и извЂщепъ бывъ духовным своим отцемъ, взем благословеніе от ігумена своего, обители святого Аθанасія, возвратися во своя страны, и возлюби мЂсто при сей церкви. БЂ же монахъ простъ, во страсЂ божіи колико можаше Богу служа, день и нощъ моляся ему со слезами, жилище же его бЂ во земли ископанно во пещерЂ при криници, зависти бо ради въ то время мирскихъ священниковъ села Подгорецъ возбраненно бЂ ему при церкви самой жити, понеже доброти миръ во злЂ лежай не токмо ненавидит, но и гнушается и... Поживе же сей блаженный монах лЂтъ /124/ пятнадесят, и сподобися от Христа Бога увЂдати свое отъ земных ко небеснымъ отшествіе. Тогда прихождаху къ нему мнози от правовЂрных пользы ради, ихже много поучивъ, единощи и сіе рече: яко прежих здЂ но малое время, со многими страстьми боряся, и дарова ми Богъ еще на мЂстЂ сем тридесят лЂтъ жити, еже и собысться. И тако пребывъ на том едином мЂстЂ всЂх лЂтъ четиредесят и пят неотходимо, провЂдЂ паки свое отшествіе к Богу, его-же возлюби, и призва духовных и знаемых людей со приставникомъ села Подгорецъ и вручи ему все елико имяше, воспоминая ему и глаголя: возми ти сіе, аще бо угодно будет Богу, подасть мЂсту сему вЂрных своих, иже прославляти будутъ имя его святое. Преставися року Божія 1625, мЂсяца септеврія въ 23 день, и погребенъ естъ честно при церкви Преображенія Господня.

Року Божія 1659 прійде на мЂсто сіе законникъ именемъ Созонтъ ЛомЂковский, саном діякон, зъ святой обытели скитской, посЂщая сродники своя, иже воистинну Божіим изволеніем прийде в сію страну.... и хотя запустЂлое мЂсто въ древнее привести благочиніе и украшеніе, начатъ жити со другим монахом, начавше убо прилежно сіе мЂсто святое строити и о нем труждатися, древа неплодящая и всякую гущавину некрасящую изсЂкати, ревнующе святым преподобным отцем Антонію и Θеодосію печерским, иже огнем зъ неба зведеннымъ окрестъ хвростіе попалиша, Богу, братіи и себЂ пребываніе уготовляху. По малЂ же времени Богом подвижен прибывает къ сему законнику Созонту на сіе мЂстце честное и святое честный старец Ілія Гостиславскій зъ тогож монастира святой обытели скитской законникъ священно іеромонах, року Божія 1661, мЂсяца августа дня 4. И разгорЂся душею, возлюбы сіе мЂсце святое, изволи жити на нем любезно со братом Созонтом.... Удаются до своего монастиря святія обители скитскія, до отцевъ и братіи всЂхъ обще.... Съ благословеніем их начаша общую обытель при той церкви святой старожитной фундовати...... По сем удаются до преосвященнаго епископа луцкаго, въ тое время Гедеона Святополка князя Четвертенского, благословенія святительского яко смиреннии иноци смиренно моляще, аби на том мЂсцЂ святом жити и обитель святую...... разширяти и /125/ приоздобляти.... возмогли. До чого.... епископ благоизволивъ и благословивъ блаженного старца Ілію въ ігумена, брата же Созонта на степень священства постави року Божія 1662. Блаженный же отецъ Ілія.... за моцныи фундамента виправленний от ясневельможного его милости пана СтанЂслава Конецпольского дЂдичного добръ тих пана консенсъ альбо право на ригаловом паперу польским діалектом при звислой печати рукою власною подписанный положи, и сим правом грунта, на них же обитель сыя святая стоит, яко фЂляром утверди.


(СлЂдуетъ документъ Станислава Конецпольскаго, напечатанный у А. С. Петрушевича „Сводная лЂтопись“ ст. 136. и пастырское благословеніе епископа луцкаго Гедеона Четвертинскаго 1663 года. СлЂдующій затЂмъ разсказъ о дЂяніяхъ перваго игумена Ильи пропускаемъ).


Игумен Ілья къ Богу отиде мЂсяца декамврія 15, року 1666.... Вторий игумен Іовъ нЂколико лЂтъ труждался со братіею во строеніи святия обители прилежно яко можаше.... В тие времена наступившой войнЂ Дорошенковой (Дорошеншчина), зъ козаками и зъ ордою, преставися о ГосподЂ помянутий старец Іов игумен.....


(СлЂдуетъ перечень четырехъ игуменовъ, изъ которыхъ каждый только короткое, но съ точностью неопредЂленное, время управлялъ монастыремъ).


По сем избраша братія честнаго отца Афанасія Березу. Того времени прийдоша дніе, в ня же видЂхом злая. Нечистивий бо цар турецкий зъ великими войсками своими и татарскими, с ним же и Дорошенко зъ войсками козацкими пришедши в землю нашу росийскую (1672), многих христіан во плЂн взяша, церкви Божіи разориша, Подоля опустошивши и Камянецъ-Подольскій опановавше, веліе смятеніе сотвориша. Братія же святія обителя сея, овіи в замку Подгорецком, иніи во обители и во вертепах кріющася, Божіим смотреніем всі цЂло сохранени быша. Злочестивіи же въ монастири килка келій огнем сожегше и прочаа вещи.....

Не по мнози времени вторицею война турецкая под Журавном наступила. Того ж року и часу (1676), мЂсяця септеврія дня /126/ 6 святую обитель Скитскую турки разорили и огнем сожегли, в то время ігуменствующу во святой обители Скитской честному отцу Дороθею, и паки велие в земли сей бысть смятеніе. Тогожде времени в сей святой обители ігуменом бысть више реченний отецъ Афанасій Береза, иже страха ради остави сію святую обитель, братія же неимущая пастиря всі розийдошася и не оста ни един во обители.

Року Божія 1683, найяснЂйшій король его милость Іоан Третий з войсками ходил под ВЂдень, турковъ побЂдил, бывшу в той побЂдЂ зъ королем преосвященному епископу львовскому Іосифу Шумлянскому.

Року 1684, остави паству свою, то есть епископію луцкую, преосвященний епископ Гедеон Святополкъ Четвертенскій и отиха на кіевскую метрополію, а епископію король его милость в блюстительство предреченому епископу львовскому вручи.

Въ лЂто 1686 поставлен бысть епископом луцким Афанасій Шумлянский единоестествений брат епископа львовскаго, в мЂстЂ ЖадачевЂ, дня осмого мЂсяца мая от преосвященного Дософея митрополита сочавскаго и епископа Іосифа Шумлянскаго и Інокентія Винницкаго, епискоаа премишльскаго, в то время еще во благочестіи будучаго, при существующу той хиротоміи преподобнЂйшому отцу Варлааму Шептицкому, архимандритЂ уневскому и отцу Николаю, архимандритЂ сочавскому.

Тогож року 1687, дня 24 мЂсяца септеврія, найяснЂйший монарха Іоан Третий, король польский, повернувши з войни з под Жванца, пребывал въ Олеску и въ Подгорцах въ маетностях своих. Тамо пребываючи, слиша от людей о давности церкве виш помененния, и приихал сам особою своею кролевскою до сей святой обителЂ со трома синами своими найяснЂйшими кролевичами польскими Іаковом, Александром и Константином, и з многими вельможами, сенаторами и панами, где обачивши мЂсце церкве и писмо овое въ церкви над царскими врати внутръ олтаря на стЂнЂ виритое „1108 року гони Батій Елену княжну“, сіи слова зъ личбою прочетше и удивишеся, похвалиша вси Бога и пречистую ДЂву Богородицу, /127/ яко увидЂли своими очима от такъ давного времени церковъ святую, ни ветхостю вЂка, ниже различними войнами нарушенную. Въ то время ігумен (Парθеній ЛомЂковскій) зъ братіею презентовали его королевской милости консенсъ албо право виш менованное от ясневельможного е. м. пана СтанЂслава Конецпольского, сему монастирови данное, и просили о потверженіе албо конфЂрмацію оного, на що его королевская милость, яко пан побожний и милостивий позволил, и не толко тое право по всем потвердил, але и болше своим писмом албо правом тому монастиреви надал. (СлЂдуетъ копія грамоты короля Іоанна СобЂсскаго, данная въ Золоче†15 октября 1687).


Року от сотворения свЂта 6126, а от Рождества Христового 1688, мЂсяца февруарія дня 25 в четвертокъ сирний пришедше безбожнія агаряне въ повЂтъ бродский и іние грады, церкви Божіи и села огнем сожегоша и людей безчисленное множество во плЂн взяша. Тогож часу и сію святую обитель немало их близ окружиша. Но Божіим и пресвятия его Богоматере заступлением ниедин приближитися ко святой обители возможе, обяти бо быша веліим страхом, и скоро бЂжаша, нЂкому же их гонящу. Благодатію же Божіею яко из братій, тако и з послушников и вещей монастирских ничтоже вреждено бысть, но вся цЂло сохраненна быша.

Року 1689 помененнаго Парфенія ігумена святия обители сея боголюбивий епископ львовский архидіакона своего виправил в великій царствующій град Москву до пресвЂтлЂйших и великодержавнЂйших благочестивих царей, въ тож время благополучно царствующих Іоанна и Петра АлексЂевичовъ и пресвЂтлой царевни соцарствующей имъ СофЂи АлексЂевни, таможде и до святЂйшого Кир Іоакима московскаго и всея Росіи и всЂх сЂверних стран патріархи, зъ своим архиепископским писаніем... Отиде во путь, взяв же со собою брата іеромонаха Феодосія и иніе послушники, дня 30 мая 1689 в четвертокъ. Молитвами пресвятой Богородици и святих угодников Божіих достиже царствующаго великаго града Москвы, и вся исправивъ, возвратися во свояси. Возвратившуже ся ему съ пути в обитель сію дня 21 декамврія даде нЂкія вещи и в украшенію церкви Божой и обители святой, такожде и братіям нуждная. /128/ Сія вся списати и в краткую собрати Сvнопсисъ понудихом ся не коего либо ради тщеславія или над инія святия обители превозношения, но видяще, яко всЂ умираем и аки вода разливаемся по реченію разумной Токунтянини, всякое же писание умирати не обиче. Аз же многогрЂшний іерей Василий презвитер церкви Успенія Пресвятия Владичица нашея Богородици, написавъ сіе исправленное от инних начертаніе, бывши в той же катедрЂ святого великомученика Георгія львовской, у преоевященного епископа Іосифа Шумлянского о благословение мого пресвиторства побЂжден великим ку моему смиренію пречестнаго отца Парфенія сіе св. обители ігумена благодЂтельством подвигохся аще и прудкоручним писаніем сіе исписати.

Тогож року 1708, мЂсяца іюля дня 16 преставися боголюбивий нашъ пастыръ Іосифъ Шумлянский въ катедрЂ львовской, въ тоже катедрЂ въ гробЂ от него же собЂ за живота еще вымурованом погребен бысть дня 7 мЂсяца септеврія 1708, на которого погребЂ були епископи: Георгій ВЂннЂцкий епископъ перемиский, Дионісий Жабокрацкий, епископъ луцкий, Варлаам Шептицкий, архимандрита уневский, которий послЂжде епископом львовским обраний, и превелебнии ігумени, пречестнии намесники диецезии львовскои, галицкои и Каменца Подольскаго.

Року 1629, дня 20 іюлія умеръ въ Лво†ігуменъ и ктиторъ нашъ о. Парθеній ЛомЂковский; перед смертію записал нам 40,000 зол. п. яко капитал на процент и 5000 на далшую фабріку, также вси свои рухомости.







[Летопись Подгорецкого монастыря // Киевская старина. — 1890. — № 7. — С. 121-128.]



Примітка litopys.kiev.ua: Під псевдонімом Миронъ публікувався Іван Франко.










© Сканування та обробка: Максим, «Ізборник» (http://litopys.kiev.ua)
25.X.2004






Попередня     Головна     Наступна


Етимологія та історія української мови ua_etymology:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчани, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )



Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.