Опитування про фонему Е на сайті Ізборник  


[П. В. Жур. Труды и дни Кобзаря. — Люберцы: «Люберецкая газета», 1996. — С. 30-43.]

Попередня     Головна     Наступна





IV. Первый рисовальщик


В 1832 году мне исполнилось восемнадцать лет и, так как надежды моего помещика на мою лакейскую расторопность не оправдались, то он, вняв неотступной моей просьбе, законтрактовал меня на четыре года разных живописных дел цеховому мастеру, некоему Ширяеву, в С. -Петербурге.

Т. Шевченко



1832 год


16 января. В Кириловке умерла мать Оксаны Коваленко — «помещика Павла Вас. Энгельгардта крестьянка Матрона Федоровна Коваленко, 50-ти лет, от натуральной болезни», как сказано в метрической книге. Пятнадцатилетняя Оксана осталась круглой сиротой (ЦГИА Украины, ф. 127, оп. 1012, №1681, тетрадь №98).

В начале года. В Петербург прибыл Иван Максимович Сошенко, будущий друг Шевченка, чтобы поступить учиться живописи в Академию художеств (Матійко Г. П. На полюсах Шевченкової біографії. К., 1973, с. 3).

Весной. Будучи законтрактован в ученики цеховому мастеру комнатной живописи Василию Григорьевичу Ширяеву, Шевченко переселяется на чердак того дома, в котором занимал квартиру мастер «вечного живописного цеха». Ныне это дом №8 по Загородному проспекту, отмеченный мемориальной доской. На мраморе золотом начертано: «В этом доме в 1832-1838 гг. жил великий украинский поэт — революционер-демократ Тарас Григорьевич Шевченко» (Жур Петро. Шевченківський Петербург. К., 1972, с. 19-20).

18 октября. Брат П. В. Энгельгардта Василий пишет матери: «Павел Васильевич вышел в отставку и стал ужасным щеголем...» (Архив института истории Российской академии наук, коллекция 238, оп. 2, №279/969).

1832-1838 гг. «Я нередко бывал у Ширяева, и мы беседовали по вечерам; иногда я у него читал и декламировал произведения Пушкина, Жуковского. В это время у растворенных дверей постоянно стояли два мальчика, лет 16-17-ти, ученики хозяина, которые были у него на побегушках, терли краски и рисовали немного, пока учитель не доставил им возможность посещать академические классы. Все, что я читал, мальчики слушали очень внимательно... Один из них сделался впоследствии любимым малорусским поэтом, — то был Тарас Шевченко» (Воспоминания старого учителя И. К. Зайцева. «Русская старина», 1887, апрель-июнь, с. 676).





1833 год


30 января. В журнале Временного комитета по перестройке зданий Сената и Синода записано: /32/

«Явившись в Комитет, академик Медичи, художники Рихтер и Соловьев по убеждению членов Комитета согласились произвести живописную работу по представленным ими и Комитетом одобренным рисункам... Сверх того Соловьев и его товарищи Ширяев и Матвеев приняли на себя живописную работу в тридцати семи комнатах бельэтажа Сенатского здания...» (РГИА, ф. 1373, оп. 1, №7, л. 64-65).

7 марта. Товарищу Шевченка вольноотпущенному дворовому человеку помещицы Ульяниной Ивану Каширину дозволено пользоваться рисовальными классами Академии художеств (Жур Петро. Шевченківський Петербург. К., 1972, с. 34; РГИА, ф. 789, оп. 1, №1643, л. 13-14).

16 апреля. В журнале Комитета для перестройки зданий Сената и Синода отмечено, что царь разрешил «произвесть живописную работу по представленным эскизам» в новом Сенатском здании (РГИА, ф. 1373, оп. 1, л. 58).

21 августа. Были закончены начатые в апреле живописные работы в новых зданиях Сената и Синода. Интерьеры зданий расписывали академик Медичи, художник Рихтер, художник Василий Соловьев и его товарищи Василий Ширяев и Петр Матвеев со своими людьми, среди которых был и «комнатный живописец» Тарас Шевченко (Жур Петр. Шевченковский Петербург. Л., 1964, с. 54-55).

8 этом году. Шевченко нарисовал акварельный портрет П. В. Энгельгардта (Тарас Шевченко. Мистецька спадщина, т. 1, кн. 1, №2).





1834 год

15 июля. Открыт Киевский университет (История Киева, т. II, К., 1984, с. 182).

Июль. В Петербурге на пароходе «Царь Петр» прибыла картина К. Брюллова «Гибель Помпеи» (РГИА, ф. 789, оп. 20, №25, л. 4).

28 сентября-5 октября. В Академии художеств состоялась выставка картины К. Брюллова «Гибель Помпеи», вызвавшая огромный интерес у жителей столицы. Разумеется, Шевченко не мог не быть одним из восторженных посетителей этой выставки (РГИА, ф. 789, оп. 1, №1858, л. 1). /33/

29 сентября. И. М. Сошенко обратился в Правление Академии художеств с прошением о выдаче ему «билета на свободное жительство в С. -Петербурге в качестве постороннего ученика Академии» (РГИА, ф. 789, оп. 1, №1830, л. 27).

12 ноября. И. М. Сошенко получил билет на свободное жительство в Петербурге в качестве постороннего ученика Академии художеств (Там же, л. 28).

29 ноября. Сошенко прописан на квартире в доме Шульца на 7 линии Васильевского острова (ныне дом №10) (Там же).

4 декабря. Из отпускной близких друзей Шевченка — братьев Ткаченков: «Тысяча восемьсот тридцать четвертого года декабря четвертого дня мы нижеподписавшиеся отпустили вотчины нашей Полтавской губернии Зинковского уезда из местечка Груни крепостных наших крестьян Григория, Якова, Дениса и Федота Леонтьевых Ткаченковых, родных между собою братьев вечно на волю, которые по седьмой ревизии написаны в показанном местечке за нами... Сия же наша отпускная дана с ведома и согласия родителя и попечителя нашего надворного советника и кавалера Александра Демьяновича Оболонского...

Гардемарин 4-го экипажа, имеющий 19 лет Петр Александров сын Оболонский.

Гардемарин 4-го экипажа, имеющий 18 лет Владимир Александров сын Оболонский...

Отпускную скрепили свидетели

Статский советник и кавалер Василий Христианов сын Христианов.

Шестого класса Артист Венецианов.

Корректор Сенатской типографии Иосиф Григорьев сын Бойков. 1834 года Декабря 8 дня».

Оболонских Шевченко знал. Одному из них — Александру Александровичу, редактору журнала «Народное чтение» в 1859 году поэт написал известное письмо — автобиографию. А Петр Александрович Оболонский был прототипом мичмана из повести Шевченка «Художник» (Яцюк В. М. Живопис моя професія. К., 1989, с. 12).

Художник А. Г. Венецианов участвовал в освобождении поэта из крепостной неволи (РГИА, ф. 789, оп. 1, №1971, л. 7). /34/

13 декабря. Друг Шевченка времен пребывания в Ширяевской артели Григорий Ткаченко представил в Академию художеств свои чертежи и просил дать ему программу на звание свободного художника «по части архитектуры» (Жур Петр. Шевченковский Петербург. Л., 1964, с. 65).

В этом году. Шевченко нарисовал акварельный портрет неизвестной женщины (Твори, т. VII, кн. 1, №3).

Вышли в свет «Малороссийские присказки» Е. Гребенки (Гребінка Є. Твори, т. 1. К., 1957, с. 10), «Малороссийские повести, расказанные Грицком Основьяненком» (Квітка-Основ’яненко Г. Ф. Твори, т. 1. К., 1956).





1835 год


В начале года. Хлопотами Григория Ткаченка его младшие братья Денис и товарищ Шевченка по ширяевской артели Федот становятся посторонними учениками Академии художеств (Жур Петр. Шевченковский Петербург. Л., 1964, с. 65).

2 февраля. Совет Академии художеств задал Григорию Ткагченку программу — составить проект загородного помещичьего дома на звание свободного (неклассного) художника (РГИА, ф. 789, оп. 1, №1971, л. 9).

4-6 марта. «Вольноотпущенный Григорий Ткаченко представил в Совет Академии художеств заданный ему проект на звание свободного художника и был удостоен этого звания» (Там же, л. 10-11).

Май. Федот и Денис Ткаченки успешно сдают свой первый . месячный экзамен в Академии художеств. В дальнейшем Федот занимается рисованием с натуры и живописи под руководством К. Брюллова. Видимо, и от Федота Ткаченка Брюллов мог узнать о Шевченке немало интересных сведений (Жур Петр. Шевченковский Петербург, с. 65).

Весна. По исповедной росписи с. Кириловки значатся на хуторе Довжиковом во дворе 212-м:

«848. Павел Стефанов Коваленко И лет

910. Сестра его Ксения 17 лет» (ЦГИА Украины, ф. 127,

оп. 1015, №500, тетрадь №98).

8 июля. Григорий Ткаченко определен на должность архитекто-/35/ра Петергофского дворцового управления (РГИА, ф. 490, оп. 3, №642).

11 сентября. И. М. Сошенко прописан в доме купца Калунина на 3-й линии Васильевского острова (ныне д. №32) (РГИА, ф. 789, оп. 1, №1830, л. 28).

24 сентября. Друг Тараса Денис Ткаченко возведен в звание свободного (неклассного) художника (РГИА, ф. 789, оп. 19/VIII, №225, л. 37).

4 октября. В журнале заседаний Комитета Общества поощрения художников записано:

«В заседании присутствовали: г. председатель граф В. В. Мусин-Пушкин-Брюс, г. г. члены: граф П. И. Кутайсов, граф Ф. П. Толстой, А. П. Сапожников, граф М. Ю. Виельгорский, В. И. Григорович.

(...) 12. По рассмотрению рисунков постороннего ученика Шевченко, Комитет нашел оные заслуживающими похвалу и положил иметь его в виду на будущее время...» (Тарас Шевченко. Документи та матеріали до біографії. К., 1982, с. 9. Далее: Документы, с).

25 декабря. Возвращаясь из Италии в Россию, в Москву прибыл К. Брюллов (Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. М., 1963, с. 156).

В этом году. Шевченко исполнил сложную композицию на историческую тему — рисунок «Смерть Лукреции» (Тарас Шевченко. Мистецька спадщина, т. 1, кн. 1, №4).





1836 год


Весна. В исповедной росписи Владимирской церкви значится: «1500. Г-на Энгельгардта Тарас Григорьев, 20 (лет)» (Государственный исторический архив Ленинградской области (ГИАЛО), Ф. 19, оп. 112, №953).

7 апреля. Начались работы по перестройке здания Большого театра, где предстояло полностью обновить живописное оформление интерьеров (РГИА, ф. 497, оп. 97/2121, №7321, л. 32).

8 апреля. Приступая к переделке здания Большого театра, театральная дирекция предписала: «1) Поручить распоряжение и заведывание вообще работами при сей переделке архитектору Кавосу по представленным от него планам и рисункам.

2) Произвести на работы публичные торги по описанию им, /36/ Кавосом, составленному, чтобы исправление театра сего вообще было окончено не позже сентября месяца сего года.

3) К приемке материалов для их работ назначить... театрмейстера Карташева и охтенского плотника Кононова...»

Карташев подружился с подмастерьем Ширяевской артели Шевченком (РГИА, ф. 497, оп. 97/2121, №7321, л. 20; Жур Петр. Шевченковский Петербург. Л., 1964, с. 56-59).

14 апреля. Академист 2-й степени Василий Штернберг, будущий задушевный друг Шевченка, уволен на весну и лето 1836 года для снятия видов в Полтавскую и Киевскую губернии (Российская национальная библиотека (РНБ), отдел рукописей, архив Н. П. Собко, №694).

14 мая. Управляющий дирекцией императорских театров Гедеонов предписал своей конторе заключить контракт на живописные и малярные работы с В. Г. Ширяевым, мастером, «знающим и имеющим способных к тому людей». Среди таких способных людей, как мы знаем, был и «первый рисовальщик» Шевченко (РГИА, ф. 497, оп. 97/2121, №7393, л. 21).

23 мая. Контора дирекции императорских театров известила смотрителей Александринского, Михайловского, Большого, Каменоостровского театров о том, что с 1 июня малярные работы в них поручаются «живописцу Ширяеву сроком впредь на один год». Маляры Ширяева, а в том числе был и Шевченко, работали в декорационных залах петербургских театров под руководством известных художников-декораторов Гонзаго, Роллера, Серкова, Петрова, Кондратьева, Сабата, Привалова. Декорации готовились всегда спешно и обычно работники Ширяева трудились днем и ночью, даже в праздники (Жур Петр. Шевченковский Петербург. Л., 1964, с. 59).

В конце мая. К. Брюллов приехал из Москвы в Петербург (Там же, с. 100).

11 июня. В честь К. Брюллова был дан праздничный дружеский обед — «торжество, которому еще не было примера в летописях Санкт-Петербургской Академии художеств». Было более семидесяти званых гостей — художников, литераторов, именитых любителей и приверженцев искусств. Здесь была устроена подписка в /37/ пользу вдов и сирот неимущих художников. Тут же «Карл Брюллов взялся написать картину для разыграния в лотерею в пользу сих вдов и сирот» (П. Н. Петров. Сборник материалов для истории С. -Петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования, ч. 2, СПБ, 1865, с. 334-336).

15 июня. И. М. Сошенко перебирается с Васильевского острова в дом Шумиловой на Болотной улице (ныне — Коломенская, д. 9), где будет жить до 13 октября 1836 года и где с 5 июля его будет навещать познакомившийся с ним Шевченко (Жур Петр. Шевченковский Петербург. Л., 1964, с. 85).

1 июля. «Не спросясь хозяина» — В. Г. Ширяева, его подмастерье Шевченко побывал в Петергофе на праздничном гулянии. Правда, не дождавшись иллюминации, Тарас возвратился на свой петербургский чердак, увидев в толпе гуляющих «своего грозного хозяина с пышною своею хозяйкою». А иллюминация была грандиозная: проводилась она 75-ю матросами с помощью 450 пудов сала и стоила она 64375 р. 91 коп. (V, 42-43; РГИА, ф. 490, оп. 2, №942, л. л. 1, 20, 112, 279).

3 июля. В Летнем саду состоялось знакомство Шевченка с Сошенком, во многом определившее дальнейшую судьбу подмастерья Ширяевской артели (Жур Петр. Шевченковский Петербург, с. 78-86).

5 июля. Шевченко посетил Сошенка в его квартире на ул. Болотной в доме Шумиловой (ныне — ул. Коломенская, д. 9). Этот адрес Сошенко записал Тарасу на его рисунке Сатурна (Там же, с. 84-85; IV, 142).

12 июля. В Летнем саду состоялась третья встреча Шевченка с Сошенком (Там же, с. 80; IV, 142-143).

13 июля. В. Г. Ширяев подписал контракт на живописные работы в Большом театре и сразу же их начал, имея первым рисовальщиком в своей артели подмастерья Тараса Шевченка (Там же).

13 июля. Сошенко, не дожидаясь очередного воскресенья, на следующий день после третьей встречи с Шевченком пошел в Летний сад, чтобы встретиться с новым своим знакомцем-земляком, но его там не застал. Искал он его в Летнем саду еще и 14 и 15 июля, но безуспешно. По совету человеколюбца — художника /38/ А. Г. Венецианова, Сошенко хотел познакомиться с хозяином Шевченка «и по возможности стушевывать его настоящее жесткое положение» (Там же; IV, 146).

19 июля. Шевченко явился к Сошенку на квартиру и на вопрос, почему не был в Летнем саду, ответил, что артель Ширяева начала работу в Большом театре (в это время Кавос переделывал его интерьеры) и что потому он теперь не может посещать Летний сад (Там же).

20 июля. Сошенко пришел в Большой театр и познакомился с хозяином Шевченка В. Г. Ширяевым. «Он был цеховой мастер живописного цеха, — сообщается в повести Шевченка «Художник». Держал постоянно трех, иногда и более замарашек в тиковых халатах под именем учеников и, смотря по надобности, от одного до десяти нанимая, поденно и помесячно, костромских мужичков и стекольщиков, — следовательно, он был в своем цеху не последний мастер и по искусству и по капиталу. Кроме помянутых материальных качеств, я у него увидел несколько гравюр на стенах Ордана и Вольпато, а на комоде несколько томов книг, в том числе и «Путешествие Анахарсиса Младшего» (IV, 147).

28 сентября. Из рапорта Кавоса о ремонте Большого театра: «Плафон сделан в новом роде противу прежнего». Для всех арнаментов и арабесок, украшающих плафон Большого театра, рисунки были сделаны Шевченком по указанию архитектора Кавоса (РГИА, ф. 497, оп. 97/2121, №7321, л. 54; ІУ, 152).

Конец сентября. Завершены работы Ширяевской артели в здании Большого театра (РГИА, ф. 497, оп. 97/2121, №7471).

13 октября. Сошенко поселяется на 4 линии Васильевского острова в доме №49, где его посещает Шевченко. В этом доме в то время жил Е. П. Гребенка, с которым Сошенко познакомил Тараса и который стал первым литературным учителем поэта (Жур Петр. Шевченковский Петербург, с. 85, 89-90).

В этом году. Шевченко исполнил рисунки: «Смерть Олега, князя древлянского», «Александр Македонский оказывает доверие своему врачу Филиппу», «Смерть Виргинии», «Маска Лаокоона», «Следок Микель-Анжело», «Голова Люция Вера», «Голова Гения Кановы», «Германик», «Танцующий фавн», «Статуя Марсия, /39/ повешенного Аполлоном» (Тарас Шевченко. Мистецька спадщина, т. 1, кн. 1, №№ 5, 6, 7; Судак В. О. Малярська спадщина Т. Г. Шевченка доакадемічного періоду. «Питання Шевченкознавства», вип. 2, К., 1961, с. 105-106).

В 1836-1837 гг. Работал над рисунком «Смерть Богдана Хмельницкого» (Там же, с. 106).





1837 год


В начале года. Сошенко представил Шевченка конференц-секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, и тот разрешил ему посещать пансионерские учебные залы Общества поощрения художников на 7 линии Васильевского острова в доме Кастюрина (ныне №36) (Жур Петр. Шевченковский Петербург, с. 102-104).

Сошенко знакомит Шевченка с А. Г. Венециановым, К. П. Брюлловым и его учеником А. Н. Мокрицким (Там же).

29 января. После дуэли скончался А. С. Пушкин. Современник вспоминает: «Столица поражена была смертью любимого поэта; народ толпился около его дома, где сторожила полиция, испуганная таким сборищем; впускали только поодиночке поклониться телу усопшего. Два дня сряду в тесной его квартире являлись, как тени, люди всякого рода и звания, один за другим благоговейно подходили к его руке и молча удалялись, чтобы дать место другим почитателям его памяти. Было даже опасение взрыва народной ненависти к убийце Пушкина» (Муравьев А. Н. Знакомство с русскими поэтами. Киев, 1871, с. 23).

29-31 января. В Петербурге распространялось в списках стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», выражавшее скорбь передовой России по поводу гибели Пушкина, гнев против его клеветников и придворной камарильи, преследовавших поэта (Лермонтовская энциклопедия. М., 1981, с. 511-513).

18 февраля. Любимый поэт Шевченка Лермонтов арестован за сочинение «Смерть поэта» (Там же, с. 513).

21 февраля. В журнале Комитета Общества поощрения художников записано: «В заседании Комитета Общества поощрения художников присутствовали: г. председатель К. А. Нарышкин, г. г. члены: гр. Ф. П. Толстой, Ф. И. Лабенский, А. П. Сапожников, П. А. Квашнин-Самарин, А. Р. Томилов, В. И. Григорович... /40/

6. По случаю представления о пособии молодым художникам Борисову, Петровскому, Нерсесову, Шевченке и прошения профессора Басина о Ермилове положено: «суждение о них отложить до особого собрания Комитета, в котором имеют быть определены на будущее время правила касательно воспоможений, оказываемых художникам». (Ленинградский государственный исторический архив (ЛГИА), ф. 448, оп. 1, №126, л. 46-об, 47).

25 февраля. Стало известным решение Николая I перевести лейб-гвардии гусарского полка Лермонтова тем же чином в Нижегородский драгунский полк за сочинение непозволительных стихов (Лермонтовская энциклопедия, с. 647).

18 марта. А. Н. Мокрицкий в своем дневнике записал: «Часам к 7-ми пришел я к Брюллову. Там был уже Венецианов и брат его Федор, скоро пришел и Краевский и прочел нам прекрасные стихотворения Пушкина: «Молитву» — «Господи, владыко живота моего», «Русалку», несколько сцен из «Дон-Гуана» и «Галуб», сцена из быта чеченцев. До 12 часов продолжалось чтение. Когда все ушли, я остался один, говорил Брюллову насчет Шевченко, старался подвигнуть его на доброе дело, и, кажется, это будет единственное средство — через Брюллова избавить его тяжелых, ненавистных цепей рабства. И штука ли! Человек с талантом страдает в неволе по прихоти грубого господина!» (Дневник художника А. Н. Мокрицкого, М., 1975, с. 113).

31 марта. А. Н. Мокрицкий записал в дневнике: «Вечером, после чаю, отправился я к Брюллову с письмом от Михайлова. Он послал меня за Василием Ивановичем (Григоровичем — П. Ж.), и когда тот пришел, я предложил им рассмотреть дело Шевченко. Показал его стихотворения, которым Брюллов был чрезвычайно доволен, и, увидя из оного мысли и чувства молодого человека, решился извлечь его из податного состояния и для этого велел мне завтра же отправиться к Жуковскому и просить его приехать к нему. Не знаю, чем то решат они горячо принятое участие»(Там же, с. 115).

1 апреля. Мокрицкий записал в дневнике: «Поутру, после чаю, пошел я к Жуковскому и переврал ему приглашение Брюллова. Вместо завтрего я пригласил его сегодня к трем часам. Досталось /41/ же мне от Брюллова! Ментор мой в красных штанах взъелся на меня так, что я думал — побъет, но у него гнев, как гроза на небе, после которой бывает вёдро. Так и у него, пошумит, покричит, да и улыбнется» (Там же, с. 118).

2 апреля. Побывав в 9 часов утра на докладе у царя, Жуковский отправился к Брюллову. Мокрицкий занес в дневнике: «После обеда призвал меня Брюллов. У него был Жуковский, он желал знать подробности. Слава Богу, дело наше, кажется, примет хороший ход.

Брюллов начал сегодня портрет Жуковского и препохоже» (Там же, с. 118; РГИА, ф. 512, оп. 120/2322, №128, л. 3-4).

14 апреля. В этот день Мокрицкий записал: «Страстная. Сегодня среда. Начал я день так же, как вчера: с утра до обедни у Брюллова, после обеда рисовал его бюст.

Чай пил с парубками Сошенком и Шевченком в трактире, вот и все» (Дневник художника А. Н. Мокрицкого, с. 121).

29 апреля. А. Н. Мокрицкий в дневнике отметил: «После обеда я отправился к Кандыбе (соученик по Нежинскому лицею — П. Ж.)... Допоздна я просидел, у него. Возвращаясь от него, зашел к Дементьеву (чиновник, приятель молодых художников-украинцев П. Ж.), там застал Виктора Андреевича Трипольского (друг Мокрицкого — П. Ж.) и Шевченко» (Там же, с. 124).

Весной. К. П. Брюллов и А. Г. Венецианов побывали у П. В. Энгельгардта с просьбой освободить Шевченка от крепостной зависимости. Помещик за свободу Тараса потребовал денежного выкупа (Жур Петр. Шевченковский Петербург, с. 108-109, 112).

Тогда же. Шевченко в течение трех недель живет на квартире у Сошенка. Тут же тяжело заболел. Сошенко уложил его в постель и вызвал знакомого врача — А. С. Жидовцова, который отправил Тараса в больницу Святой Марии Магдалины (нынешний адрес — 1 линия Васильевского острова, д. 58, у Тучкова моста) (Там же, с. 106-108).

30 мая. В отчете Общества поощрения художников значится, что пансионеру Алексееву и ученику Шевченку выдано 50 рублей на лекарство (ЛГИА, ф. 448, оп. 1, №55, л. 174).

Летом. Дворецкий П. В. Энгельгардта С. О. Прехтель приказал /42/высечь Шевченка на конюшне во дворе дома Щербакова на Моховой улице (ныне — №26) за «вольные речи» среди дворовых людей помещика. Только вмешательство Сошенка спасло Тараса от этой экзекуции (М. Ч[алый]. Иван Максимович Сошенко. К., 1876, с. 35; Жур Петр. Шевченковский Петербург, с. 36-37).

В начале сентября. В Петербург прибыла впервые на гастроли знаменитая итальянская балерина Мария Тальони. Здесь, как отметил Шевченко в повести «Художник», «очаровальница Тальони начала свои волшебные операции. Молодежь из себя выходила, а старичье просто бесновалось. Одни только суровые матроны и отчаянные львицы упорно дулися и во время самых неистовых аплодисментов с презрением произносили: «Mauvais genre’. А неприступные пуританки хором воскликнули: «Разврат! разврат! открытый публичный разврат!» И все эти ханжи и лицемерки не пропускали ни одного спектакля Тальони» (IV, 148).

6 сентября. Состоялся первый выход Тальони на сцене в балете «Сильфида». Далее в этом театральном сезоне балерина танцевала через день. С тех пор Тальони гастролировала в Петербурге в течение пяти сезонов. Несомненно, Шевченко не однажды бывал на спектаклях с ее участием (IV, 148-149, 444; Н. В. Соловьев. Мария Тальони. СПБ, 1912, с. с. 25, 29, 35).

18 октября. А. Н. Мокрицкий отметил в дневнике: «Вчера обрадовал меня Штернберг своим возвращением. Малороссии обязан он как развитием своего таланта, так и сохранением тех прекрасных чувств, которыми его дарила природа, и тех впечатлений, какие заронены в его юную голову нежным воспитанием».

С В. Штернбергом, талантливым молодым художником, познакомился Шевченко в следующий приезд Штернберга с Украины в 1838 году (Дневник художника А. Н. Мокрицкого, с. 131).

Октябрь. Е. П. Гребенка служит учителем словесности в Дворянском полку и поселяется в доме 2-го кадетского корпуса, где его посещает Шевченко (Жур Петр. Шевченковский Петербург, с. 90).

В этом году. Шевченко посещает литературные вечера у Е. П. Гребенки. Редактор «Современника» И. И. Панаев позже вспоминал: «Я в первый раз увидел Шевченку двадцать четыре года назад тому (в 1837 г.) на вечере у Гребенки. В это время дело шло /42/ о выкупе поэта. Об этом хлопотали Жуковский и Михаил Юр. Виельгорский. Шевченке было 23 года: жизнь кипела в нем, мысль о близкой свободе и надежда на лучшее будущее оживляли его. Он написал уже несколько стихотворений... но эти стихотворения, кажется, не вошли в его «Кобзарь» (Заметки Нового поэта. «Современник», 1861, №3, с. 154).

Шевченко начинает поэтическое творчество. На допросе в 3 отделении в апреле 1847 года он показал: «Стихи я любил с детства и начал писать в 1837 г. » (Государственный музей Т. Г. Шевченка, А-52, №81, ч. 6, л. 37).

Написана баллада «Причинна» (1, 3-8).

Шевченко исполнил рисунки: «Смерть Сократа», портреты Елизаветы Нахимовой, Е. П. Гребенки, невесты кирасирского юнкера Д. Демидова (Твори, т. VII, кн. 1, №№ 9, 10, 11; Жур Петр. Шевченковский Петербург, с. 98-99; Твори, т. VII, кн. 2, №372).

1837-1838 гг. В отчете Общества поощрения художников записано о том, что пансионерам Агину, Алексееву и Шевченку выдано 100 р. 85 коп. на художественные пособия (ЛГИА, ф. 448, оп. 1, №55, л. 182).

В 1837-1838 гг. Исполнил портрет неизвестного молодого человека, рисунки «Анатомическая статуя Фишера», «Мидас, повешенный Аполлоном», «Эдип, Антигона и Полиник» (Тарас Шевченко. Мистецька спадщина, т. 1, кн. 1, №12; т. 1, кн. 2, №№ 373, 374, 375). /44/










Попередня     Головна     Наступна


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчанин, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )




Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.