Уклінно просимо заповнити Опитування про фемінативи
[Воспоминания о Тарасе Шевченко. — К.: Дніпро, 1988. — С. 77-78; 479-480.]
Попередня
Головна
Наступна
Я был с Шевченком самый близкий друг. В конце 1830-го и в начале 1840 годов мы были неразлучны почти ежедневно. Он жил на Острову, в 5-й линии, дом Аренста, а я в Академии художеств, где имел мастерскую, данную мне за успехи в рисовании и лепке. Эта мастерская (бывшая старая церковная ризница) состояла из одной комнаты с антресолями. На этих антресолях мой бедный Тарас помещался во время тяжкой своей болезни, поглощавшей наши скудные средства. В это самое время он написал с себя масляными красками портрет (рисунок с него, исполненный К. О. Брожем на дереве и гравированный академиком Л. А. Серяковым) и подаренный мне торс св. Севастьяна с натуры, в классах Академии. Рядом с моею мастерской находилась мастерская художника Петра Степановича Петровского, работавшего над программою «Агарь в пустыне» *.
* За эту картину Петровский был послан на казенный счет в Италию и здесь умер.
Мы с Тарасом, подобно Петровскому, — ученики Брюллова, — часто посещали его, наблюдая за его работою. Однажды Петровский слезно жаловался нам на затруднение к окончанию картины: оно заключалось в приискании большой птицы для скопирования крыльев ангела. Где ее найти? Мы с Шевченком искренно сочувствовали горю товарища, но от наших сетований ему легче не было, и ангел-утешитель Агари оставался без крыл. Помимо этого общего, так сказать, горя, мы все трое тужили на пустоту наших желудков, так как сидели буквально без куска хлеба, не имея ни гроша наличных и ни на полушку кредита. Петровский предложил нам идти с ним обедать к его старушке-матери на Пески. Предложение заманчивое, но путешествие с Острова на Пески и обратно, заняв у нас время, могло заставить нас опоздать к вечерним рисовальным классам, которые начинались в пять часов вечера. Отказались мы от радушного приглашения Петровского; он отправился один, а мы с Тарасом, оставшись у него в мастерской, с голодухи принялись «співать» малороссийские песни, вопреки словам дедушки Крылова: «Кому же в ум придет на желудок петь голодный!» От матери Петровский возвратился сытый, да еще с рублем серебра в кармане: старушка отдала ему последние свои деньги на покупку живого гуся для копирования крыльев ангела. Проголодавшемуся Тарасу пришла в голову злая мысль: мигнув мне запереть двери и держать Петровского за руки, он моментально вынул у него из кармана заветный целковый!.. Взяв фуражки, мы пустились бегом по академическим коридорам; Петровский — за нами, умоляя возвратить ему отнятые деньги! Так и пробежали мы до 6-й линии, прямехонько в трактир «Рим». Здесь Шевченко, скомандовав подать себе рюмку «горілки», /78/ заказал две порции бифштексу и бросил рубль буфетчику. Бедняк Петровский волей-неволей, но закусил с нами, а там мы отправились в наши рисовальные классы.
По возвращении из них, сидя вечером в моей мастерской, мы с Шевченко толковали, чем бы помочь Петровскому. Вдруг Тарас громко захохотал.
— Чего ты, дурень, так зеваешь? — сказал он. — Ходім на охоту да Петровскому поможем!
— Как так?
— Увидишь. Да ходім же сейчас.
Дело в том, что у помощника полицмейстера Академии Соколова был на заднем дворе небольшой табунок гусей. Мы с Шевченкой, накрыв одного шинелью и зажав ему клюв, потащили его в мастерскую Петровского. Уморительно вспомнить, как мы чередовались зажимать клюв гусю, чтобы не кричала эта неспокойная птица; у Петровского же дверь мастерской заперта. Когда он явился, мы к нему в мастерскую — гуся, который, радуясь свободе и распустивши крылья, с криком вбежал в комнату. Петровский ошалел от изумления: гусь-то и нужен был ему! Крылья ангелу были живо написаны, а гуся солдат-истопник сварил для нас в самоваре на тризну.
Петровский представил картину на суд профессоров и отправлен в Италию. Шевченко вскоре разбогател так, что по уплате Соколову за гуся рубля осталось у него еще столько же. К. П. Брюллов долго смеялся нашей проделке. Тараса он любил, хотя нередко журил...
Ф. П. Пономарев
ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО (1814 — 1861 гг.)
(С. 77 — 78)
Впервые опубликовано в ж. «Русская старина (1880. — № 3. — С. 589 — 591) с примечанием редактора: «О времени пребывания Т. Г. Шевченко в академии приводим не публиковавшиеся еще воспоминания бывшего его товарища Ф. П. Понома-/480/рева (сообщенные редакции «Русской старины» 25 августа 1879 года)». Печатается по первой публикации.
Пономарев Федор Павлович (1812 — 1884) — русский художник-медальер. В 1837 — 1844 годах вместе с Шевченко учился в Академии художеств. После окончания ее работал на гранильном мраморном заводе в Екатеринбурге (теперь Свердловск). Воспоминания Ф. П. Пономарева не лишены неточностей, противоречий.
Он жил на Острову, в 5-й линии, дом Аренста... — Шевченко жил тогда на 7-й линии Васильевского острова в доме, принадлежавшем Генриетте Ивановне Арене (теперь 7-я линия Васильевского острова, 4).
...во время тяжкой своей болезни... — Шевченко болел тифом с конца 1839 до начала февраля 1840 года.
...написал с себя масляными красками портрет... — Этот автопортрет находится сейчас в ГМШ. Гравюра с него, выполненная на дереве в 1879 году Л. А. Серяковым (1824 — 1881) по рисунку К. О. Брожа (1836 — 1901), была репродуцирована в том же номере журнала «Русская старина», где помещены и воспоминания Ф. П. Пономарева.
...подаренный мне торс св. Севастьяна... — Этот академический этюд Шевченко был передан внучкой Ф. П. Пономарева Т. П. Антипо в Русский музей. Сейчас он экспонируется в Мемориальной мастерской Т. Г. Шевченко в Академии художеств (Ленинград). По новой атрибуции называется «Натурщик в позе Марсия».
...над программою «Агарь в пустыне»... — За эту картину Петровский получил золотую медаль в 1841 году и был отправлен Академией художеств для продолжения обучения в Рим, где через год умер.
...в приискании большой птицы для сканирования крыльев ангела. — Приведенный далее эпизод с гусаком вызывает сомнение. На картине П. Петровского «Агарь в пустыне» (масло, 1841, Государственная Третьяковская галерея) ангела нет. На ней лишь две фигуры — Агари и ее сына Измаила. Ангел написан на другой картине П. Петровского — «Явление ангела пастухам» (масло, 1839, Череповецкий краеведческий музей). Кроме того, эпизод с гусаком Пономарев в недатированном письме к скульптору Н. А. Рамазанову вообще связывал не с Шевченко, а с Г. К. Михайловым, хотя неизвестно, насколько правомерно.