Уклінно просимо заповнити Опитування про фемінативи
[Воспоминания о Тарасе Шевченко. — К.: Дніпро, 1988. — С. 96-97; 488.]
Попередня
Головна
Наступна
«С половины 1843 года и до своего ареста в 1847 году Шевченко большею частию проживал в Малороссии, собирая материалы для издания задуманного им альбома под названием «Живописная Украина». В Малороссии он принят был с радушием и хлебосольством. К этому времени относятся воспоминания Афанасьева-Чужбинского о Шевченке, с которым он познакомился 29 июня 1843 года в Мосевке в доме Татьяны Густавовны Волховской» *. Конец 1843 года Тарас Григорьевич провел в м. Яготине у князя Репнина, а в начале 1844 года он попал снова в компанию «мочеморд», несмотря на предостережения княжны В. Н. Репниной. «Вскоре после выезда из Яготина, — читаем у г. Петрова (стр. 312), — Шевченко опять является в Мосевке, как показывает дата под стихотворением «Чигирин», написанным в Мосевке 19 февраля 1844 года». Следующий эпизод, который я передаю со слов моей бабушки Марии Давидовны Корсун, позволяет сделать предположение, что Шевченко уже с первых чисел января гостил то в Мосевке, то у Закревских в Березовой Рудке.
* Петров Н. История украинской литературы. — К., 1884. — С. 310.
12 января 1844 года, в день именин Т. Г. Волховской, в Мосевке было большое празднество, съехалось более полутораста душ гостей, в числе их был и Тарас Григорьевич. Между прочими увеселениями была устроена лотерея в пользу одной из присутствовавших, некой Александры Ивановны Шостки, или, как ее обыкновенно называли, Шосточки. Разыгрывался портрет этой госпожи, писанный Шевченком.
История этого неизвестного доселе художественного произведения кисти Шевченка следующая. /97/
А. И. Шостка представляла собой особенный тип того времени, нечто вроде Марьи Дмитриевны Ахросимовой в романе «Война и мир». Это была небогатая дворянка, вдова бригадира, без особенного образования, но с острым умом и врожденным тактом. Все очень любили ее за веселый нрав и потому не было именин, свадьбы, крестин и вообще каких-либо празднеств, на которые не звали бы Шосточку. Приехавши куда-нибудь, она часто оставалась на несколько дней и в награду за сообщенные новостишки и хозяйственные советы получала всегда разные подарки в виде съестных припасов и всяких вещей. Едва успела Шосточка привезть все это добро в свой «курінь», как уже приезжал чей-нибудь экипаж за нею, и она снова летела собирать мед и увеселять своих покровителей. Часто приходилось ей, конечно, исполнять роль свахи. Словом, она была везде желанной гостьей, являлась для всякого нужным человеком.
В 1843 году с нею приключилась беда: архиерей дал ей книгу для сбора пожертвований на одну церковь; она собрала рублей пятьдесят, но тут-то и попутал ее грех — взяла да растратила чужие деньги. Положение было, конечно, пренеприятное, и вот она, чтобы выкрутиться из него, призналась как-то у Закревских во всем чистосердечно и просила помочь ей. Глава «общества мочемордия» В. А. Закревский увидел в этом отличный случай позабавиться и потому на ее слезное признание отвечал: «Я вам помогу, душенька Александра Ивановна, но для этого нужно, чтобы вы согласились на мое предложение — пускай Тарас снимет портрет, с вас во весь рост, как есть, с животиком и прелестными ножками; об остальном не спрашивайте, это уж мое дело». Нужно сказать, что Шосточка была огромного роста, очень толстая и неуклюжая. Шосточка согласилась, и Шевченко сделал ее портрет: был представлен сад, клумба роз и Шосточка, идущая по усыпанной песком дорожке под зонтиком в черном шелковом платье, несколько подхваченном кверху, чтобы видны были ноги, и в белом чепчике. Сходство портрета с оригиналом было поразительное, в художественном отношении эта работа Тараса Григорьевича отличалась замечательною тщательностью отделки. Величиною портрет был с аршин в вышину и четверти три в ширину.
12 января дешевые лотерейные билеты быстро разошлись по рукам, собранная сумма с излишком покрыла растраченную Шосточкой и была тотчас же передана в.. ее распоряжение; портрет же выиграла моя бабушка. Но, увы! Одна ее знакомая, некая Анна Корнеевна Огронович, двоюродная сестра Шосточки, после бесконечных просьб просто вынудила подарить ей портрет. А. К. Огронович уже несколько лет как умерла, и работа кисти нашего великого поэта пропала бесследно. Предполагают, что Огронович подарила портрет своим родственникам, у которых потом сгорел дом и в нем, быть может, и художественное произведение Тараса Григорьевича. /98/
Стороженко
ЭПИЗОД ИЗ ЖИЗНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКА
(С. 96—91)
Впервые опубликовано в ж. «Киевская старина» (1885. — № 12. — С. 718 — 720). Подписано криптонимом С-ко. Печатается по первой публикации.
Автор, скрывшийся под криптонимом «С-ко», пересказьюает воспоминания Марии Давыдовны Корсун (1812 — 1880), помещицы с. Большая Круча, Пирятинского уезда, Полтавской губернии. Как явствует из текста, автор — один из внуков М. Д. Корсун — Андрей Владимирович Стороженко (род. в 1857 г.) или брат его Николай Владимирович Стороженко (род. в 1862 г.).
Шостка Александра Ивановна — небогатая дворянка. Ее портрет, написанный Шевченко, не разыскан.
Огронович Анна Корнеевна (1796 — 1875) — помещица хутора Саловка на Полтавщине, родственница М. Д. Корсун, знакомая Шевченко. /489/