Уклінно просимо заповнити Опитування про фемінативи
[Воспоминания о Тарасе Шевченко. — К.: Дніпро, 1988. — С. 98-99; 489-490.]
Попередня
Головна
Наступна
Лысенков И. Т., книгопродавец, занятие имеет с 1818 года определением в книжный магазин О. Л. Свешникова, московского купца, на Сумской ярмарке Харьковской губернии, на месте моей родины; торговля по ярмаркам по Украине, Малороссии и Новороссии продолжалась восемь лет, и в 1826 году перешел на службу на Макарьевской ярмарке в Москву к именитому московскому книгопродавцу Матвею Петровичу Глазунову.
В Москве в 1826 году, по окончании праздников коронации государя Николая Павловича, осенью, Матвей Петрович Глазунов новому своему приказчику Лысенкову поручил заведывать его книжным магазином в С.-Петербурге, куда Лысенков и отправился вслед за выездом государя императора. Лысенков прибыл в Петербург к своему посту и старательно выполнял все поручения по торговле десять лет, а в 1836 году открыл собственную свою торговлю в доме Пажеского корпуса, где и занимал магазин 37 лет. Литераторы во все это время делали свои посещения: И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. Ф. Воейков, А. С. Пушкин, Вл. Иг. Соколовский, журналисты и многие другие.
Встречались и курьезы по литературе при приобретении прав на сочинения; так непредвидимо случилось — прекрасный знакомый Лысенкова малороссийский поэт Т. Г. Шевченко, уезжая из Петербурга на житье в Малороссию, продал Лысенкову по условию все свои сочинения. Лишь только были отпечатаны Лысенковым 2-м изданием эти сочинения, вдруг от высшего начальства последовало запрещение о непродаже их, и автор послан был на исправление на 10 лет на оренбургскую границу против киргизов. По возвращении его в Петербург в небогатом положении он выхлопотал в цензуре дозволение напечатать вновь для продажи его сочинений в публике, согласился с Лысенковым для его поддержки по расстроенному им здоровью, чтоб Лысенков позволил бы по напечатании продавать автору в свою пользу, а в вознаграждение Лысенкова пообещал навсегда передать все вновь свои произведения, но едва успел получить доход от позволения Лысенкова, начал автор сильно хворать и вскоре умер. Лысенков объявил во всех газетах, что принадлежащие Лысенкову по акту сочинения Шевченка начинают печататься Лысенковым новым изданием. Один близко бывший знакомый автору, Шевченко, вздумал воспользоваться перепродажею принадлежащего права Лысенкову другому издателю-книгопродавцу, которые, оба сговорившиеся, видели из газет о принадлежности Лысенкову этого права издания, и покупщик от предателя выдал /99/ последнему акт, что в случае неправильности покупки перед правительством отвечает сам покупатель, по пословице: бывают в жизни «скачки с препятствиями».
И. Т. Лысенков
ВОСПОМИНАНИЯ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ О КНИГОПРОДАВЦАХ И АВТОРАХ
(Отрывки)
(С. 98 — 99)
Впервые опубликовано в сборнике К. Калайдовича «Материалы для истории русской книжной торговли» (СПб., 1879. — С. 61 — 70). Сборник выпущен ограниченным тиражом — 100 экз. Воспоминания И. Т. Лысенкова ни разу не переиздавались. Печатаются по первой публикации.
Лысенков Иван Тимофеевич (1795 — 1881) — петербургский книгопродавец и издатель. Его магазин на улице Садовой, в доме Пажеского корпуса, а потом на Невском проспекте, в Гостином дворе, посещали выдающиеся писатели.
...продал Лысенкову по условию все свои сочинения. — 8 февраля 1843 года Шевченко продал Лысенкову приблизительно за 1500 руб. серебром «в вечное и потомственное владение» произведения, напечатаны» в «Кобзаре» 1840 года, и поэму «Гайдамаки», выпущенную отдельным изданием в 1841 году. Так Шевченко получил средства для поездки в 1843 году на Украину. Приобретенные произведения Лысенков в следующем году опубликовал под названием «Чигиринский Кобзарь и Гайдамаки. Две поэмы на малороссийском языке, Т. Г. Шевченко». Цензор А. В. Никитенко дал разрешение на выпуск книжки из типографии в свет 17 августа 1844 года (ЦГИА СССР, ф. 777, оп. 27, № 276, л. 42 обор.; ф. 772, оп. 1, № 1699, л. 7 обор.).
...вдруг от высшего начальства последовало запрещение о непродаже их... — Имеется в виду запрещение и изъятие «Кобзаря» Шевченко после разгрома Кирилло-Мефодиевского общества. Николай I утвердил доклад III отделения о наказании участников общества 28 мая 1847 года, 19 июня министр внутренних дел дал секретное циркулярное распоряжение начальникам губерний о запрещении и повсеместном изъятии «Кобзаря» (ГМШ,А-39,л. 1; ЦГАОР СССР,ф. 109,1 экспед.,оп. 5,№ 81, ч. 1, л. 226 — 226 обор.). Вероятно, об изъятии «Кобзаря» из книжной торговли Лысенкову стало известно не сразу, так как 21 июня в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление о продаже в его магазине книжки «Чигиринский Кобзарь и Гайдамаки». На это сразу же обратило внимание III отделение, потребовавшее от министра народного просвещения, которому подчинялась цензура, не допускать в прессе каких-либо упоминаний о запрещенных и изъятых произведениях (ЦГИА СССР, ф. 735, оп. 10, № 193, л. 126, 131; ЦГАОР СССР, ф. 109, 1 экспед., оп. 5, № 81, ч. 1, л. 221 — 222, 225 — 225 обор.).
...выхлопотал в цензуре дозволение напечатать... — Шевченко после возвращения из ссылки с большими трудностями добился разрешения на новое издание своих произведений. 23 декабря 1858 года он подал в Петербургский цензурный комитет рукописный сборник «Поэзия Т. Шевченко. Том первый», в который входили публиковавшиеся и непубликовавшиеся произведения, но Главное управление цензуры, куда была передана рукопись поэта, разрешило издать только произведения, которые были напечатаны до ареста Шевченко в 1847 году. Новое издание вышло в свет под названием «Кобзарь» 23 января 1860 года (ЦГИА СССР, ф. 777, оп. 2, № 291, л. 281; ф. 772, оп. 1, № 5157, л. 25).
...чтоб Лысенков позволил бы... продавать автору в свою пользу... — Кроме этого утверждения Лысенкова, нет материалов, которые давали бы основание считать, что Шевченко добивался согласия Лысенкова на включение в «Кобзарь» 1860 года произведений, проданных ему по контракту 1843 года. Но остается бесспорным факт, что при жизни поэта Лысенков никаких претензий к нему в связи с внесением в «Кобзарь» 1860 года произведений, приобретенных в свое время Лысенковым, не предъявлял. /490/
Один близко бывший знакомый автору... — Имеется в виду М. Лазаревский, который, выступая в качестве доверенного лица наследников Шевченко, составил в
1866 году договор с петербургским книгоиздателем Д. Е. Кожанчиковым (1819 — 1877) о новом издании «Кобзаря» (вышел в свет в следующем, 1867 г.). В связи с этим изданием Лысенков публично заявил о своих правах на значительную часть произведений Шевченко. Считая издание Кожанчикова контрафактным, он подал 6 июня
1867 года в Петербургский окружной суд иск с требованием от Кожанчикова возмещения причиненных ему «убытков». Процесс этот переходил в ряд других судебных инстанций, подробно освещался в газете «Судебный вестник» (1867. — 10 дек.; 1869. — 6 и 7 марта), но Лысенков так его и не выиграл. В том же 1867 году он выпустил два собственных издания произведений Шевченко. Одно из них под названием «Чигиринский Кобзарь на малороссийском наречии. Тар. Григ. Шевченко. С портретом автора, картинкою кобзаря и двумя виньетками» являлось простым воспроизведением «Чигиринского Кобзаря» 1844 года; во втором, под тем же названием, параллельно с украинским текстом, был дан русский перевод, осуществленный О. Лепко. Последнее издание имело еще одно титульное название, которое относилось к русскому тексту: «Чигиринский торбанист-певец. Тар. Григ. Шевченко. С портретом автора, картинкою торбаниста и двумя виньетками».