Опитування про фонему Е на сайті Ізборник  


[Григорій Сковорода. Повне зібрання творів: У 2-х т. — К., 1973. — Т. 2. — С. 32-58.]

Попередня     Головна     Наступна         Примітки





/ 1/291 /

КНИЖЕЧКА О ЧТЕНІИ СВЯЩЕНН[АГО] ПИСАНІЯ, НАРЕЧЕННА ЖЕНА ЛОТОВА

/ 1/292 /



ЛЮБЕЗНЫЙ ДРУЖЕ МИХАИЛЕ!


В самом открытіи намЂстничества Харковскаго, во время непрестанных осЂнных дощей, прогоняя скуку, написал я сію книжицу в монастырЂ СЂннянском. Сей монастырик подарил Печерской ла́урЂ святый Іустын, митрополіта БЂлагородскій, в котором он часто уединялся ради горных вертоградов и чистаго неба. Брат мой, Іустін ЗвЂряка, бывый тогда игуменом, не могл чувствовать вкуса в ЖенЂ моей Лотовой. Однак был типографом и забавлялся книгами еллинскими и римскими. Но ты, любезный друже, имЂеш вкус не звЂрскій. Можно ли мнЂ не сказать о тебЂ (в полуночном канонЂ перваго гласа): «Явился еси Аврааму, чистЂйшую часть богословія показуя»?

ВсЂ богословствуют, но не по Авраамску. ВсЂ вкушают и жуют, но не по Іяковлю сыну. / 2/301 /

«Іудо, сыне мой! Тебе похвалят братія твоя...» «Зубы его паче млека».

Кто может поминать жену Лотову, аще не будет бог с ним? «Помни-де послЂдняя твоя...» А послЂднее видь есть что ли оно, аще не конец и вЂчность? «Помни послЂдняя твоя», сирЂчь слЂдующее за дЂлами твоими. Все наше ищезает, а на мЂсто тЂни вЂчность... О вЂчносте! Ты едина еси и свЂт нам и память. Безславен судія, не помнящій тебе! Безпамятен тебе забывшій богослов! О вЂчносте! Мати тебЂ память, а ты ея мати... Спящій на бібліи, книжниче мой, скажи мнЂ, кто ли и что ли гнЂздится в памяти твоей? Кая рЂчь и кая невЂста живет и образуется в твоем сем, всЂх морских и воздушных бездн ширшем зерцалЂ? Что то плЂняет и веселит твою и вселенныя царицу? Кую царицу? Память (говорю) твою. Пожалуй, скажи...

ОтвЂщает книжник. Тфу! Как не знать сего? Радуга во облакЂ, красавица в зеркалЂ, а прекрасный Наркісс мой, мір 1 сей видимый во очах моих, будьто в двоих зéркалушках, смотрит на себе, амурится и любуется сам собою непрестанно...

А сверх сего, ничего ли тебЂ на память не приходит?

ОтвЂт: Да что ли другое какое прійдет? Видь / 2/302 / что видиш, то и помниш...

О друг ты мой, знал я сіе прежде твоего отвЂта. Знаю, что ты весь, как Наркісс твой во водах, потопился в наличность. А память твоя гдЂ? Во мнЂ. Что ли она помнит? Все! Как же помнит? Видь все твое и весь твой вздор (хаос) торчит под носом твоим. Вся твоя рухлядь, весь болван твой, мір сей, лежит на очах твоих, гнЂздится в твоих зЂницах. \33\



Г. Сковорода. портрет роботи невідомого художника.



То едино точію помнится, что заочное. ГдЂ убо твоя память? Видь у тебе нЂт ничего заочнаго. И нынЂ к чему она тебЂ? Скажи мнЂ: гдЂ такое око, чтоб не было ему на что-либо смотрЂть? Не может убо быть и память, когда нечего ей помнить.

Пожалуй, не мучь мене (просится книжник), я видь помню все тое, что здЂлалося вчера... О бЂдный с твоєю вчерашнею памятію...

Вчера сіе твое уже пройшло. Погибла купно со твоим вечером и память твоя. Все тое есть то твое вчера, что уже ищезло, отцвЂло и не узнает мЂста своего. Аще земля твоя есть ничто же, како и не память? Вот се она от земли земная твоя память, послушай: «Лице господне на твор[енія] злая, еже потребити от земли / 3/311 / (зависящу) память их». Пожалуй, проснися! Не весь погружайся в землю! Приложи к ней и то, чего не видиш. А приложиш, если вспомниш. ТЂм оно великое, чем нетлЂнное. НетлЂнное, яко невидное. Кто бо может растлить заочное и невидное? И что есть святое, аще не удаленное от тли? Сія же то есть истинная память: признать, обнять и принять в памятное наше зерцало тую святыню, которая утаенна, то есть от тли удаленна и паче сонца сіяет, то есть всЂм вся оживляет.

«Пойте господеви, преподобныи его, и исповЂдайте память святыни его».

Видиш ли, что святыня и память не разлучна дружка? А ты ее привязал до проклятія земли.

Святыня и память двойна сія луча есть невечерняго сонца. Святыню вЂра видит, надежда надЂется, любов объемлет сердцем, а память па́мятует. Четыре сіи духи суть едино с вЂчностю, с бездною нетлЂнія, с апокалипсным градом, с незаходимым сонцем. Видиш дым? Вспомни огнь! Видиш мыр сей? Вспомни вЂчность! Что есть мир сей? — Дым вЂчности. ВЂчность есть огнь все ядущій. / 3/312 /

Глуп ловец на слЂд зЂвает, елень в память не приходит. А слЂд ведет до еленя.

Буй книжник на болван смотрит, вЂчность в память не приходит. А стези до ея ведут. «Стези твоя в водах многих».

Бібліа есть стези его. А ты в стезях поглубился. Но проснися и припомни. Куда сіи слЂды ведут? Куда сіи ноги несут? Вот куда! Наум спЂвает: «Се на горах ноги». Чіи ноги? БлаговЂствующаго и возвЂщающаго мир. \34\Видиш? На горах твой елень. К нему сіи слЂды ведут. К нему сіи ноги несут. Возводь же память на горы. Оттуду приходит помощ.

Что есть Лотова жена? — СлЂд. Куда она тебе ведет? — Туда, куда сама идет. Идет туда, куда смотрит. Куда смотрит, там ея мысль. Она оглянулась в Содом. Жена и Содом \34\ есть то же. Содом значит то, что тайна. Вот куда жена привела — в Содом. А Содом же куда ведет? Туда, куда дым восходит. Дым его восходит в небо. Дым его поднялся вгору. Дым, чад, дух, мысль, толк есть то же. Видиш? Куда ведет Содом? Жена / 4/321 / и Содом суть ноги. Видиш, что идут на горы? «Се на горах ноги?..»

Но и гора слЂд естЂ божій, а куда она возводит? — На Сіон гору возводит. Но Сіон гора земная. Она возводит к небесной. Сіон на град призирает. Небесна гора на весь мыр. Там-то твой Лот обитает! «Гора Сіон, в ней же вселился еси». ГдЂ же наш Сіон небесный? Сонце на весь мыр взирает. Вот тебЂ гора небесна! Сонце истинный Содом есть. Лотова есть жена сонце. В сем болванЂ Лот сокрылся. Видит его память чиста. Зрит на его свята вЂра. Сонце — Содом, а он Сигор. Сонце — жупель, он фіміам. Сонце — пекло, а он роса. Сонце западет под землю. В память вЂчную будет Лот. Он тебЂ отец и жених. Купідон и ветхій деньми. / 5/331 /





ПримЂта 1-я

О НАСТАВНИКЂ


Приходить море сіе, великое и пространное, за руководством ангелов божіих должно. Таков вождь был Рафаил Товіи.

Ангел, апостол и истинный богослов есть то же. Но почему знать, кто от бога послан? Слушай Іеремію (гл. 23, ст. 22): «Аще бы стали в совЂтЂ моем слышаны, сотворили бы словеса моя и отвратили бы людей моих от пути их лукаваго и от начинаній лукавых».

Видиш, что посланник от совЂта божія есть тот, кто толкует к нравоученію, паче же к вЂрЂ, без коей и добродЂтель — не добродЂтель. Таковы суть: Василій Великій, Іоанн Златоустый, Григ[орій] Назіанзын, Амвросій, Іероним, Августин, папа Григ[орій] Великій и сим подобные. Сіи-то могли с Павлом сказать: «Мы же ум Христов имами». / 5/332 /

Богословіа учит или цЂлит самыя тайныя в душЂ начинанія, совЂты и мысли. «РастлЂша и омерзиш[ася] в начинан[іях]». Начинаніе, начало, совЂт, λόγος и бог есть то же. От совЂта, или главы, как от источника, всЂ наши дЂла наружу происходят. Если совЂт добр, то и плоды добрые.

Итак, богословіа есть не иное что, как искорененіе злых мыслей или, как Павел говорит, началов и властей. Вить если два суть человЂка, перстный и небесный, в том же человЂкЂ, то и два начала: одно зміино, или плотское, другое божіе. \35\В протчем тЂ искореняют худыя мысли, а на то мЂсто насевают слово божіе, сЂмя всЂх добрых дЂл, о коих можно сказать: «Начат Іисус творити же и учити».

Любовь одна ангелскій язык дЂлает дЂйствительным.

/ 6/341 /




ПримЂта 2-я

О СИМПАФІИ, ИЛИ СОСТРАСТІИ МЕЖДУ ЧТЕЦОМ И НАСТАВНИКОМ


Начало всему и вкус есть любовь. Как пища, так и наука, не дЂйствительна от нелюбимаго. Итак, с помянутых ангелов избрать для себе одного, кой паче протчіих понравится. Откушать несколько каждаго или нЂкоторых с них. В то время вдруг к одному особливое движеніе почувствуеш. Одну манну всЂ сіи ядят: хорош во всЂх помянутых вкус, но разный.




ПримЂта 3-я

О ОТВЕРЖЕНІИ СВЂЦКИХ МНЂНІЙ


Приступая к небесным оным писателям, должно принять чистительная пилулы и всЂ старинныя с глупаго общества водхненныя мнЂнія так изблевать, как Израиль ничего не взял от разореннаго Іерихона, а если что / 6/342 / удержал, за то был казнен. Если в море для измытія итить, так на что удерживать мірскую грязь? Муж двоедушен есть искуситель, дух пытливый, хром на обЂ ноги, ни тепл, ни хладен. Муж неутральный есть непріятель дЂлу, а библіа есть то тяжебное дЂло богу с смертными. Сей-то род людей вопрошает бога: «Жив ли в руках моих воробей?» «Жив, если не задавиш», — отвЂчал бог.

«Не искусиши господа бога твоего».





ПримЂта 4-я

О СТРАШНОЙ ОПАСНОСТИ В ЧТЕНІИ


Но понеже, по Августиновому слову, не точію в свЂцких дЂлах, но и в самом раЂ слова божія скрыты находятся діаволскія сЂти, для того с великим опасеніем поступать должно, дабы при самом чтеніи и поученіи в законЂ вышняго не вплутаться нам в сило лукавое по примЂру Іудыну.

«По хлЂбЂ внійде в него сатана». / 7/351 /

А вот тЂ сЂти: сребролюбіе, честолюбіе, сластолюбіе, тщеславіе... Сіи всЂ духи возвращаются в землю свою, то есть к брюху и к плоти, откуду нас слово божіе вывесть единственно намЂренно. \36\

Коль многих погубила грязь Лотова піянства! Безчисленных растлил яд Давидова прелюбодЂйства, а в старости его — мнимый дур дьволожства. Не менЂе яда в повЂстях о сынЂ его. Читаем о ревности Иліиной и острим нож на ближняго. Слышав о Іезекіиной болЂзни, роздражаем страх смертный и наше суевЂріе. Богатство Іовлево — жадными, а благодарность Авраамова дЂлает нас тщеславными. Лазарево воскресеніе, слЂпых прозрЂніе, свобода бЂсноватых — совсЂм нас превращает в плотомудрствующія скоты. Самое сіе зерно божіе, сирЂчь слово сіе (вЂра) соблазняет нас, повергая на стіхіи внЂшняго міра. Отсюду-то уповаем на плоть и кровь святых, надЂемся на / 7/352 / тлЂнь и клятву; обожаем вещество в ладанЂ, в свЂчах, в живописи, в образах и церемоніах, забыв, что, кромЂ бога, ничто же благо и что всякая внЂшность есть тлЂнь и клятва. Кратко сказать, вся библіа преисполнена пропастей и соблазнов. «Сей лежит на паденіе». И весь сей путь ея іерихонскій воздушными осажден разбойниками. Скажем с Давидом: «На пути сем... скрыша сЂть мнЂ».

Слышал ты о мытарствах? Так вот они! В протчем они есть небыль. Помяни, что библіа есть еврейская сфинкс и не думай, будьто об ином чем, а не о ней написано: «Яко лев, рыкая, ходит, искій, кого поглотити».

Помни, что опасное дЂло встрЂчаться с Голіафом. Щаслив, кому удалось раздрать льва сего и обрЂсти в жостком нЂжное, в горком — сладкое, в лютости — милость, в ядЂ — ядь, в буйст†— вкус, в смерти — жизнь, в безчестіи — славу... Но, как притча есть: не всякому по-Якову, сіе есть по-Сампсоновому удается. / 8/362 /





ПримЂта 5-я

О ЧТЕНІИ В МЂРУ


Весьма помнить должно увЂщаніе Сирах[ова] сына: «Мнози пресыщеніем умроша».

ЗатЂм, как можно, стараться в мЂру кушать, не обременяя желудка мыслей наших. Здоровой и чистой вкус малым доволен, а засоренная глотка без мЂры и без вкуса жерет. Для сего-то не велит бог святить себЂ скотов, не имЂющих жванія. Много жрать, а мало жевать — дурно. Многія, к тому разномысленныя чтущій книги, не будет благоучоным.

Когда наш вЂк или наша страна имЂет мудрых мужей гаразда менЂе, нежели в других вЂках и сторонах, тогда виною сему есть то, что шатаемся по безчисленным и разнородным книг стадам — без мЂры, без разбору, без гавани. Боль-\37\ный разных тварей беспокоит, а здоровый одною ядью сыт. Скушай одно со вкусом и довлЂет. НЂт вреднЂе, как разное и безмЂрное. Пифагор, ражжевав един треугольник, сколько / 8/361 / насытился? Давид, раскусив едину стЂнь ковчега, сколько просвЂтился! Даже скакаше, играя. Ражжуй одну преславную славу — и во многія обители божіего сего лабиринфа отверзется тебЂ вход и исход. Преславная слава, слово божіе и мысли его есть то же. «Преславная глаголашася в тебЂ, гр[аде] божій». «По всей земли слава твоя».

Раскуси одну точію, напримЂр, сію славу:

«ИдЂ же труп, тамо соберутся орлы».

Или сію: «Птицы да умножатся на земли».

Или сію: «СлетЂша птицы на тЂлеса растесанная».

Или сію: «Седмь юниц во юницах людских».

Или сію: «Очи твои яко голубины».

Или сію: «Не вЂм орла, парящаго к солнцу».

Или: «Твоим ли повелЂніем возносится орел?».

Или: «Подъях вас, яко на крилЂх орлих».

Или: «Призовет (бог) от восток птицу».

Или: «Глас горлицы слышан в земли нашей».

Или: «Да станет солнце! — и ста солнце».

Или: «Дондеже пришедши, ста верху, идЂ же бЂ отроча».

Или: «Вознесе Сампсон на верх горы врата градныя». / 9/371 /

Или: «Возмите врата, князи, ваши».

Или: «Врата сія затворенна будут».

Или: «Да хвалим будет во вратЂх муж ея».

Или: «Се лЂствица утвержд[ена] на земли».

Или: «ЖелЂзо не взыйдет на главу мою».

Или: «Всплыве желЂзо».

Или: «Что есть чел[овЂк], яко помниши его?».

Или: «Взятся от земли живот его».

Или: «Един есмь аз, дондеже прейду».

Или: «Прейдем до Вифлеема».

Или: «Не изыйдеши, боже, в силах наших».

Или: «Премудрость во исходЂх поется».

Или: «Возвеселися, неплоды, пораждающая».

Или: «Созиждутся пустыни твоя вЂчныя».

Или: «Дщери твоя на рамЂх возмутся».

Или: «Будут царіе кормители твои».

Или: «Приступите ко мнЂ, погублшіи сердце».

Или: «Ниже хребты их и высота бяше им».

Или: «Узриши задняя моя».

Или: «Помни послЂдняя твоя».

Или: «Полижут персть, аки зміеве».

Или: «Яко ластовица, тако возопію».

Или: «Бяше Ефрем, яко голуб безумный, не имый сердца». / 9/372 / \38\

Или: «Кто прейде на ону страну моря и обрЂте премудрость?».

Или: «ЗвЂзды возсіяша в хранилищах своих».

Или 2: «Сонія узрят». «На забрала востекут».

«Глубоко сердце человЂку, и кто познает е?».

«Вода глубока — совЂт в сердцЂ мужа».

«ЧеловЂк, насади виноград».

«Подобает вам родитися свыше».

«Дал бы тебЂ воду живу».

«Ангел господень возмущаше воду».

«Иже первЂе влазяше... здрав бываше».

«Познася има в преломленіи хлЂба».

«Змія возмут, языки возглаголют новы».

«Востани и ходи. И вскочив, ста и хождаше».

«Востани, спяй, воскресни от мертвых».

«Даны быша женЂ два крила орла великаго».

Кто развяжет хоть одну связь,

В том блещит израилскій глаз.

Кто премудр, тот и сохранит сія. СирЂчь примЂтит, соблюдет, постигнет и размыслит. Когда слышишь сіе: «Поминайте жену Лотову», не довлЂет вспомнить одно тое, что была жена у Лота. Сія такая пища есть гладная, тощная, не сытостная, худая, кратко сказать, пустой колос, / 10/381 / и худая корова от сна фараонскаго и суеты мірскія. Но должно размыслить и припомянуть тое, куда ведет разумы наши сей соленый болван? Что-то внушает нам не вкусная и буія сія корова? Не обращайся сердцем твоим в Содом алчныя тлЂни 3 и суеты, не опочивай здЂ в смертной сЂни, н.о в предняя простирайся на гору с Лотом и тако тецы, да постигнеш соль, и нетлЂнную силу тлЂни сея, и славу воскресенія ея. Да то, что посЂянно в тлЂніи, востанет в нетлЂніи да воспоеш: «Востани, слава моя!». «Един есмь аз, дондеже прейду». И будеш блаженный оный странник и пришлец, о коем вопрошает прозорливый Варух: «Кто прейде на ону страну моря и обрЂте ю?».

Сіе-то значит поминать: «Поминайте жену Лотову!». СирЂчь: ражжуйте, раскусите, растолочте, разбійте и сокрушите идола сего, раздерите льва, сего діавола, и сыщите внутрь его сокровенную ядь и сладкій сот вЂчности, безвЂстная и тайная премудрость божія, о коей Исаіа: «В сокровищах спасеніе наше». Из двоих естеств состоит слово божіе. «Единою глагола бог, но двойное слышно».

Д†страны имЂет библейное море. Одна страна / 10/382 / наша, вторая — божія. На нашем брегЂ колосы пустые, а коровы худыя; обонпол же моря и класы добры, и юницы избранны. Наш брег и бЂден и гладен, заморскій же есть Доброй Надежды гавань, лоно, или залив Авраамлій, мЂсто злачное, гдЂ \39\ есь Израиль пасется и почивает, оставив на голодной сторонЂ содомлян. «Кто прейде на ону страну моря?» А вот кто: И полещу и почію». «Аз уснух, и спах, и востах». Вот и дЂвица: «Под сЂнь его вожделЂх и сЂдох». Почивай, душа моя,

мудрая дЂво! Не бойся. «Аще поспиши, сладостно поспиши».

О раю мой, раю! Мы тебе почитаем, но не разумЂем. Ах, с толком нужно вкушать слово божіе, зубами сына Іяковля жевать должно. «Іудо! Возлег, уснул еси, яко лев». И не дивно: мог он ражжевать и обрЂсти себЂ сладость покоя. «Яко рай сладости, земля пред лицем его».

И всЂ оные имЂют Іудыны зубы, о коих написано: «Яко же утро, разливаются по горам людіе мнози и крЂпцы, подобны им не быша отвЂка». «Праведник дерзает, аки лев». / 11/391 /

«Поминайте жену Лотову!»

Вся тварь есть сЂнь привидЂнія, а бог есть дух ви́дЂнія. Вот тебЂ два Хвалынскаго моря берега́: сЂверный и южный.

«Поминайте жену Лотову!»

Слышиш мрачное привидЂніе? Вспомни чрез сей мрак свЂт видЂнія. Осязаеш нечувственный солоный кумир; для чего чрез сію примЂту не взойдет тебЂ на сердце соль нетлЂнія и вкус вЂчности? Видиш сЂверный берег? Помяни на нем южный, невидный. «От юга прійдет бог». Уготовь пасху. Вить здЂсь не нажиться. Не ногами прейдеш, ни кораблем, ни крилами. Сам господь восхитит сердце твое и преставит от смерти к жизни, от буйства — в разум и суд. «Путь бо господень есть суд и милость». Если взираеш на жену сію, почто прелюбодЂйствуеш в сердцЂ твоем? Почто почити на плоти и крови ея мыслиш? Для чего не размыслиш, что плоть и кровь нЂсть царствіе небесное, нЂсть покой и сладость, но мертвый сей болван, сЂнь и привидЂніе, а сія примЂта ведет тебе к мЂткЂ своей, к мужу своему, дабы не с нею, но с ним тебЂ почить и насладиться. «Потребил еси всякаго любодЂющаго от тебе».

Раз†ж великое есть нЂчтось муж ея Лот? / 11/392 / О друг мой! Когда сын Авраамль, велик есть человЂк Христос, тогда его ж братанич Авраамль, малое ли нЂчтось тебЂ мнится быти? О всем родЂ сем дерзновенно скажем: «Род же его кто исповЂсть?».

Лот есть оный человЂк, о коем написано: «В воню мира твоего течем».

За ним-то чистыя дЂвы текут из сЂвернаго брега на горы Кавказскія, да упіются и почіют. «Упіются от тука дому твоего». Лот есть одного рода с смирною, сіесть тук или клей из ароматных древ. Вот премудрость божія! «Яко смырна, издах благовоніе». «Сми*рна, и стакти, и касія от риз твоих». Еллинскій глас — стакти, а еврейски — Лот. Стакти — не благій ли дух? А дух благій не то же ли, что бог? Шабаш! ЗдЂсь \40\ почіем! «И полешу и почію». «Господь пасет мя». «На мЂстЂ злачнЂм всели мя».

«Поминайте жену Лотову!»

О жена, жена! Ты и горесть, и сладость моя. Живиш и умерщвляеш... Если бы мы тебе так любили, как твой сладчайший муж Лот, яко же и Христос церьковь свою, никогда бы мы не разлучали, яже бог сочета. Тайна сія велія есть... / 12/401 / А нынЂ холодно и несмысленно любля, а безтолково и безпамятно поминая тебе, не вспомним о мужЂ твоем, раздЂляя нераздЂлную двоицу и забыв совЂт божій: «Сыне человЂч, да не сотвориши чад по плоти».

И невозможно, чтоб сія Ева не вкусила смертных плодов и не породила чад в погубленіе тогда, когда станут с нею амуриться подлыя, плотоядныя и хамскія оныя сердца, кои, описанны так: «Полижут персть, аки зміеве, плЂзуще по земли».

«УвЂждь, яко пепел, сердце их и прелщаются». «Врази его персть полижут». «Смерть упасет их». Яд аснидов под уст[нами] их». «Гроб отверст — горт[ани] их». «Изми мя, господи, от чел[овЂка] лук[ава]». «В сердцЂ и в сердцЂ глаголаша злая». Как так? А вот как! Принесли с собою злость в сердцЂ своем, затЂм не нашли доброты и в сердцЂ жены Лотовы, кромЂ глаголов потопных и языка лстива, с коим пришли. До доброты же оныя, яко сокровенныя, не добрались. «Вся слава дщере царевы внутрь».

И се то тЂ содомляне, бродящіе по околицам града. «Преславная глаг[олашася] в тебЂ, граде божій». Марія соблюдаше вся глаг[олы] в сердцЂ своем».

Да как же им и найтить? Вить «глубоко сердце», а паче оному человЂку: «Взятся от земли живот его». А их дЂло ползать и кушать землю вся дни- живота своего. / 12/402 / Смерть им — хлЂб, а мати — ночь. «Взалчут на вечерь и обыйдут град». «Проклят ты паче всЂх скотов!» «Проклят Ханаан отрок!» «О несмысленная и косная сердцем!»

«Поминайте жену Лотову!»

О прекрасная моя и благословенна в женах неплоды! Не могу в сытость намыслиться о тебЂ — толь сладка мнЂ память твоя, память Лотова. Седмь мужей и 7000 имЂла еси и нынЂ имЂеш, но всЂ прелюбодЂи, кромЂ сына Товитына, а Рафаилова друга Товіи. Сей накадил невЂстник и ложницу твою фиміамом и благоуханным чадом, восходящим от сладчайшія памяти о мужЂ твоем, да в память вЂчную будет праведник, преспал с чистою невЂстою не зазорно и цЂломудренно, внЂ бЂсовскаго идолскаго смрада, обрЂтшій, как в рыбЂ печонку, внутрь царскія сея дщери славу ея, касію и стакти в ризах ея; воздвиг чада не в рабство, но в свободу, кои не от похоти женскія, ни от похоти мужескія, но от бога \41\ родишася, как здЂлал оный пророк: «От днесь дЂти сотворю, яже возввстят правду твою, господи, спасенія моего». «Аз уснух...» Скажите мнЂ, кто у вас человЂк, бояйся господа? Кто? Не Ханаан отрок и хлопец, но прямой муж оный: «Господь с тобою, мужу сильный». / 13/411 /

Есть ли кто из числа оных мужей? «Мужіе, любите своя жены». «Аз же глаголю во Христа и во церковь».

Так возлюбите со мною неплодящую сію! «Возвеселися, неплоды нераждающая!»

Если ж сія не нравится, кромЂ ея суть множайшія дщери царскія. Кія? А вот оныя: Іудифь, Руфь, Рахиль, Ревекка, Сарра, Анна, мати Самуилова, любезная Давиду Авигеа, Далида Сампсонова, Фамарь, Есфирь. А Еву ты забыл? И не читал ли ты, что ангелы божіи амурились со дщерьми человЂческими? Сіи-то дЂвочки согрЂвали старость Давидову. С тЂми же любился и сын его, и во одной хвалит всЂх в концЂ притчей. ВсЂ сія жены амурятся и раждают не на долних сЂверных берегах и полях, но на горних стремин Черкеских верхах, в безпечных мЂстах райских; и о сих-то еленицах стязует бог у Іова: «Аще уразумЂл еси время рожденія коз, живущих на горах каменных?».

Там-то обновляется орляя юность Давиду. Возрастают новые рога и ему и козам. Там и евангелскія еленицы: Елисавет и возшедшая в горняя Маріам. Туда же поднята Петром и Тавифа, сирЂчь серна, сайгак. Туда отсылает ангел и мироносиц. Кратко сказать о всЂх: да не растлится дЂвство их. «Даны быша женЂ два крила орла великаго». / 13/412 /

«Поминайте жену Лотову!»

Что ж ты думаеш, о амурник мой? «Не суть совЂты мои, яко же совЂты ваши».

Знай, друг мой, что библіа есть новый мир и люд божій, земля живых, страна и царство любви, горній Іерусалим; и, сверх подлаго азіатскаго, есть вышній. НЂт там вражды и раздора. НЂт в оной республикЂ ни старости, ни пола, ни разнствія — все там общее. Общество в любви, любов в боге, бог в обществЂ. Вот и колцо вЂчности! «От человЂк сіе невозможно».

Брось думать, что Ева старуха или чужая жена. Сіи думы суть от берегов содомлянских. «Грозд их — грозд желчи». Сей-то корень выспр прозябает, многих оскверняя. И не многие ли осквернились, начитав Лотово піянство? «Вся убо чиста чистым». «Но осквернися их ум и совЂсть».

Плюнь на бабскія и дЂтскія сказки, невЂрными чтецами и на ложь, плотоядными зміями отрыгаемую, растлившими Еву, обращающими лукавое свое воспять в Содом око, на свою блевотину. «Взалчут, яко пес». \42\

А ты, друг мой, поспЂшая и не осматриваясь ниже вправо и лЂво, иди в горняя со тщаніем, куда тебе зовет не обманщик змій, но прозорливый Захаріа: / 14/421 / «О! О! БЂжите от земли сЂверныя». И Исаіа: «Отступите, отступите, изыйдите отсюду». «Прійди, да покажу тебЂ суд любодЂйцы великія». «Яко от вина ярости любодЂянія своего напои вся языки». «О граде кровей, весь лживый, полн неправды... Глас бичей, и глас труса колес, и конника текуща, и колесницы шумящія... Открыю задняя твоя к лицу твоему и покажу языком срамоту твою, и царьствам безчестіе твое... Положу тя в притчу... Возвергу на тя огнушеніе по нечистотам твоим». «Паде, паде, Содом».

«Поминайте жену Лотову!»

Но, о друг ты мой! Прежде приберись и уготуйся для Синайскія оныя горы, сладким дымящіяся оным дымом нашего Лота. «Христово благоуханіе есмы». Пожалуй, будь мудрою дЂвою, если хочешь быть в КанЂ Галилейской и преображеннаго из огнушенных сих (мочащих к стЂнЂ градской) псов урыны, и жезлом мойсейским услажденнаго насладиться муста. Заплачь, о Іереміе, яко «оскудЂша добрыя дЂвы». Но ты веселЂе воспой, о Исаіе:

«СвЂтися! свЂтися, горній граде!» «Возведи окрест очи твои и виждь». «Се дщери твоя на рамЂх возмутся». «Кіи суть? Иже, яко облацы летят и яко голубы со птенцы ко мнЂ». «Отверзутся врата твоя присно. Приложится к тебЂ богатство мірское...» «Радуйся, пустыня». «Кто даст мнЂ крилЂ? И полещу...» / 14/422 /

Да как же тебЂ к веселью оному и к горнему добраться браку? Как приступить к неосязаемому Кавказу и взлетЂть на стремины его? «Положу стропотная его в гладкая». «Дам им путь нов, и пойдут». Кій путь? Никогда ты его не узнаеш. Как же? Скажу. Если кто не рожден породою с вышней оной страны, не может найтить онаго пути и взойти в горняя. Молчи мнЂ с глупым вопросом Никодимским. Плоть, трижды рожденная, есть одна грязь и один тот же перстный болван. Но нужда в том, да скудельная твоя природа зачнет, пріймет и вмЂстит, как нива зéрно, горнія породы и новых людей сЂмя. Слушай, сЂмя, сЂемое по роду. Слышь, по высокому оному роду. «Род его кто исповЂсть?» Вот тогда-то рожденное от духа есть второе, новое и инородное, сверх от плоти рожденнаго, сказать мойсейским штилем: «ЧеловЂк человЂк», сирЂчь душевный вкупЂ и духовный, не всЂм знакомый: «Аз, который говорит, от вышних есмь, вы же от нижних есте». Вот в чем, повторяю, нужда! Чтоб из навозной твоей кучи блеснул алмаз, а от пЂщаной твоей горы откатился оный краеугольный камень. Дабы болото и грязь твоего трупа прорастила быліе травное, выпущающее сЂмя по роду \43\ божественному. Дабы полевые и дубравные крыны и благовонные шыпки произникли из земли и сверх земли твоей. Да кости мертвыя / 15/431 / твоя прозябнут, яко трава: и созиждется стЂнь тЂлишка твоего, и пустыня твоя вЂчною в роды родов. Сіе-то есть второй раз родитись, сирЂчь свышше, и обрЂсти в себЂ то, что быть никогда не начинало, но ты глухо только слышал о том без всякаго вкуса, а на сердце тебЂ оно не всходило, и ты того не чаял, ни думал о том, а если думал — думка твоя похожая была на беззубаго младенца, обращающаго во устах своих самый благородный из соломоновских вертоградов орЂх, но не по зубам своим.

Естли же кому пришло время и удалось раскусить самаго себе, сей в горницЂ своей и на мысль не восходившее, паче надежды вырыл золото. Кое? Оное. «Злато оныя земли доброе и тамо анфракс». «Радуйтеся со мною».

Тогда сердце дЂлается доброю нивою, падает и пріемлется вЂчности зерно, а плоть, как поле цвЂтами и как сухая в кустах палица, процвЂтеніем весенных вЂтвей, будьто орЂх, наполняется зерном оным: «Аз есмь хлЂб животный». «Аз цвЂт полній и крын удольній». «Изнесе земля быліе травное». «ЦвЂты явишася на землЂ».

Во время оно свышше второе рожденны бываем чистою дЂвою, заченшею и вмЂстившею онаго, кто есть точію един и един свят. «Се раба господня». «Господи, во чре†зачахом и поболЂхом, и родихом / 15/432 / дух спасенія твоего». «Слово плоть бысть и вселися в ны».

РазумЂй же мнЂ и памятуй отнынЂ, богословское созданіе человЂка онаго. «Созда бог человЂка».

В горней республикЂ все новое: новые люди, нова тварь, новое твореніе — не так как у нас под солнцем все ветошь ветошей и суета суетствій. «Вся дЂла его в вЂрЂ». «В твореніих руку твоею поучахся». «Творяй ангелы своя духи (духами)». «Сотворю, и кто отвратит?»

Слушай же! Да напишется сіе перстом божіим на сердцЂ! Сотвореніе человЂка есть то второе рожденіе. Оно бывает не тогда, когда содомскій человЂк из плоти и крови и, будьто из бренія и грязи горшок, зиждется, слЂпливается, образуется, изваяется, стоит, ходит, сидит, машет; очи, уши, ноздры имЂет, шевелится и красуется, как обезьяна; болтает и велерЂчит, как римская Цытеріа; чувствует, как кумир; мудрствует, как идол; осязает, как преисподній крот; щупает, как безокой; гордится, как безумный; измЂняется, как луна; безпокоится, как сатана; паучится, как паучина; алчен, как пес; жаден, как водная болЂзнь; лукав, как змій; ласков, как крокодыл; постоянен, как море; вЂрный, как вЂтер; надежный, как лед; разсыпчив, как прах; ищезает, как сон... Сей всяк человЂк ложный: сЂнь, тма, пар, тлЂнь, сон. / 16/441 / \44\

Когда ж бывает прямое сотвореніе человЂку? Тогда, когда второе рожденіе. Не дивись сей сла†и сему слову: «Подобает вам родитися свышше».

Бренный кумир ограничен, заключаем тЂснотою. Духовный же человЂк есть свобод[ен]. В высоту, в глубину, в широту лЂтает безпредЂлно. Не мЂшают ему ни горы, ни рЂки, ни моря, ни пустыни. Провидит отдаленное, прозирает сокровенное, заглядает в прежде бывшее, проникает в будущее, шествует по лицу окіана, входит дверем заключенным. Очи его голубины, орліи крила, еленья проворность, львиная дерзость, горличина вЂрность, пеларгова благодарность, агнцово незлобіе, быстрота соколья, журавляя бодрость. ТЂло его — адамант, смарагд, сапфир, іаспис, фарсис, кристалл и анфракс. Над главою его лЂтает седмица божіих птиц: дух вкуса, дух вЂры, дух надежды, дух милосердія, дух совЂта, дух прозрЂнія, дух чистосердія. Глас его — глас грома. Нечаянный, как молнія и как шумящій бурный дух. «ИдЂ же хощет, дышет».

Господи! Сей ли есть человЂк оный, коего ты помниши, поставив его над дЂлами рук твоих? Люба тебЂ память праведника сего. Мило поминать его при женЂ Лотовой. Хощеш положить и на наше сердце имя и память его. Сего ради низвел еси его пред очи наши, одЂтаго в болванЂющую кожу нашу, / 16/442 / да прославиш у нас и сына и того ж де брата твоего, низпосланнаго на спасеніе наше. Но мы не угадали и, вмЂсто его самаго, раздЂлили себЂ ризы его по модЂ Пентефріевой жены. А мода сія оттуду, что содомляне одно осязают осязаемое, лишенны Ісааковой догадливости, обоняющія от сына своего ризы благоуханіе Лотово. Сею модою мы прельщенны: ни Лота, ни жены его не узнали. Сего ради сія безплодная прямо неплоды нам была, когда мы со Исавом на содомском полЂ ловитвою забавлялись, не на горах со Іаковом, забыв совЂт пророка Наума: «Не осяжется ловитва». Слушай, о граде кровей: не осяжется ловитва. «ВидЂх и се муж един». «Взятся великолЂпіе его превышше небес». «Помышленія сердца его в род и род».

Вот тебЂ второе рожденіе и прямое сотвореніе! «Дух святый снійдет на тя...», сирЂчь неосязаемый, вторый, новый, вЂчный, словом рещи: «ПослЂдній Адам в дух животворящ». Когда «вся дЂла его в вЂрЂ», тогда и человЂк, богом сотворенный, есть неосязаемый. Дух духа творит. «Рожденное от духа дух есть». СлЂпота содомская свое, рожденное от плоти, осязает, в даль не простираясь, но ісааковская вЂра, осязая сыновнюю ризу, обличает невидимое, сверх осязаемаго, / 17/451 / и при глухом болванЂ, в плотских очах болванЂющем, возводит голубиное око на нЂчтость превосходящее и, присовокупляя к подлым и гнилым мыслям высокія и прозорливыя, \45\ насышающія сердце мысли, будьто высоко-высоко востекшія и на пространст†горних небес гуляющія, приманывают к поверженному сему стерву орлія птенцы, соколы, кречеты, враны, дабы не пожерла, как во снЂ фараонском, худая стервяга содомская чистыя и избранныя юницы и дЂвы премудрости божія, но вмЂсто того мертвенное животом и смрадная содомска пища да будет пожерта славою нетлЂнною, силою воскресенія и высокими вЂчнаго мыслями, будьто бы свышше налетЂвшими орлами. Вот! «ИдЂ же труп, тамо соберутся орлы» — герб наперсников. Вот что есть! «Птицы да умнож[атся] на зем[лЂ]».

РазумЂеш ли нынЂ сіе: «Призовет от восток птицу?». Или сіе соломоновское: «Око, ругающееся отцу и досаждающее матерней старости, да избодут вранове и орліе птенцы». «Яко орел, покры гнЂздо свое и на птенцы своя вожделЂ».

Сей горскій орел перераживает нас, творяй из плоти духы своя; из несущих сущими, из скотов и звЂрей человЂками; зародившись в болванЂ нашем, как в орЂхЂ и колосЂ зерно, а в ягодЂ винограднЂй сот сладкаго муста. «Закон твой посредЂ чрева моего». «ПосредЂ вас стоит, его же не вЂсте». / 17/452 / «Се дЂва во чре†пріемлет».

Не из стороны он приходит и не из плотских сплочивается пліоток вЂчный, цЂлный, но в нашей же плоти, будьто свЂтозарная искра в кремешкЂ утаиваясь, напослЂдок во врЂмя свое, как крын из нивы и как в безводнЂй пустынЂ источник является. Его точно прообразует оный райскій родник: «Источник исхождаше и напаяше вся».

И в сію точно мЂть пущает Исаіа стрЂлу слЂдующую: «Кости твоя утучнЂют и будут яко вертоград напоенный и яко источник, ему же не оскудЂ вода...» «Кости твоя прозябнут, яко трава, и разботЂют и наслЂдят роды родов. И созиждутся пустыни твоя вЂчными и будут основанія твоя вЂчная родом родов. И прозовешися здатель оград, и стези твоя посреди упокоиши».

Задивилась, услышав о сей водЂ, самарянка. Просит ея от учителя, возжелав ея с еленем Давидом. «Кто мя напоит водою?» Не содомскою, но от вертепа вифлеемскаго, от росы, высот и красот Іосифовых, от гор Аермонских, сходящія на браду Аароню и на всЂ отребы плотскія, да собудется во благое: «РЂки от чрева его потекут».

При сем человЂкЂ ищезает в нас слЂпота и насморк, а нос ей — обоняніе и догадливое оное Исааково / 18/461 / чувство, могущее обонять Лотово кадило, дЂлается высоким, как соломоновска пирамида, просто скажу, библіа, до которой он, как до родственницы своей, говорит: «Внійдох в вертоград мой, сестро моя, невЂсто»; «Кто сей скрываяй от мене совЂт, содержай же глаголы в сердцЂ? Мене же ли мнится утаити?» \46\

Сей муж, зачатый от тебе, чистыя дЂвы, без мужа рожден же, а не сотворен от бога без матере — дух от духа, свЂт от свЂта, оставляет вас, родителей своих, и прилЂпляется женЂ своей, сей сущій Лот вскричав от радости: «Се нынЂ плоть от плоти моея и, будьто вино в чашу изливается, да будут оба в едино». «Отверзи мнЂ, сестро моя». «Врата сія затворенна будут и, кромЂ его, ни для кого, яко смертны суть, не отверзутся».

Вот кто отверзает нам путь в горняя! «ВЂм человЂка, прошедшаго небеса»

Он не только на неприступныя прямо верхи гор Кавказких, но на небо, даже до Сатурна, и в самое солнце восходит и нисходит. Не думай: «Како сей глаголет, яко с небесе снійдох?» «Не ропщите между собой». «Аз есмь дверь».

«Поминайте жену Лотову!» / 18/462 /

А когда прекрасное сіе отроча еврейское задушится или потопом зміиных блевотин, или злобою иродскою, тогда не только Рахиль и Іудифь остается вдовою, но и всЂ дщери іерусалимскія рыдают, лишенны жениха и брачных одЂяній. Не думай, будьто плач Іереміин смотрит на нижній град, а не на вышній библийный, на мать нашу. «Да плачуся день и нощь». «Яко отъяся от дщере сіонской вся лЂпота ея». «ЛюбодЂйствуют вси». Тогда-то прекрасная сія невЂста тоскует, мечется, бЂгает, ишет его: «Взысках его и не обрЂтох его». «Напали-де на мене содомляне, стЂнь осязающіе, били мене, поязвили мене; довольны негодяи сіи негодные тЂм одним, что содрали с мене одежду, раздЂлили ризы моя между собою, но не обоняли из риз моих, сладости и желанія моего, крына моего, благоуханнаго мира жениха моего Лота!

Отступите от мене в пламень и жупель содомскаго сладострастія вашего, о любодЂи! БЂжите от мене, землеядные зміи, псы, мочащіе к стЂнЂ градской, плотожадные звЂри, вепри дубравные. Жрите терніе и волчец. Вот по губам вашим салат! Райскій шыпок не для ваших ноздрей. Зубы ваши Агарины, очи Ліины, уши аспидовы, ноздри и нос свинной и дурен, не могущій слышать духа божія ни в райских цвЂтах, ни в святЂм святых, ни в столпЂ облачном, ни в столпЂ соленом, ни в пирамидЂ Ливанской... / 19/471 / «Смотрях одесную и во зглядах и не бЂ знаяй мене». «ВоззрЂх, и се не бЂ человЂка, и не видЂх мужа, всЂ уклонишася в Содом, неключимы быша до единаго».

ГдЂ ты, о человЂче-человЂче? Яви мнЂ зрак твой и услышан сотвори мнЂ глас твой, яко уязвленна есмь любовію чистою, нетлЂнною, цЂломудренною. Изведи из темницы содомскія. Освободи твоего братанича от плЂни, вЂрный человЂче Аврааме, да идем в горняя со тщаніем и там, на горнем мЂстЂ, насладимся, новые люди, новаго вина и почіем. \47\

«Поминайте жену Лотову!»

УмЂйте, други мои, поминать жену Лотову. Когда в божіих книгах читаеш: піянство, наложничество, кровосмЂщеніе, амуры и подобное, не мЂшкай на содомских сих улицах, но проходь, не задумываясь на них, и на пути грЂшных не стой. Вить библиа не к сим улицам, а только чрез сіи улицы ведет тебе в горнія страны и чистый край — не в плотскія мудрованія и исходит к вЂчному. Библіи нЂт нужды до брюха, до нижняго сего нашего бога, ни до брака, ни до царя плотскаго. Она вся в вышнем богЂ. Неужель ты и в сем не слышиш вкуса словЂ? «Премудрость во исходЂх поется» или: «Не упивайтеся, но бесЂдуйте в проходЂх, сирЂчь в пасхах». / 19/472 / Ей! Сія лотовска басня издревле портит чтецов, с неомытыми их руками и ногами, раздражая в них плотоугодіе, и на ее-то перстом показывает Павел, чтоб не упивались вином, но под видом вина напивалися бы духа божія и вина новаго завЂта, не содомскаго. Вот причина омытія ног пред таинственною вечерею! Так же и Мойсей Израиля приуготовляет к яденію пасхи, дабы в путническом маскарадЂ, опоясанны, стояще, и в шляпах, и со жезлами пасху вкушали. А что значит сія церемоніа? То, что библіа есть пасха, проход, переход, исход и вход.

Что же далЂе? То, что библіа есть книга и глагол, завЂщанный от бога. Ба! Да сіе, ты мнЂ говориш, и бабушка знает. Так ли? Так точно. Знает сіе всякая дура. Так теперь от уст твоих же сужду тебе. Для чего ты не сидиш дома, когда сей день не твой работный есть, но суббота господеви и богу твоему? На что ты из твоего гнуснаго домишка дрянь и рухлядь таскаеш в субботы, в покои, в чертоги, в горницы и обители божія? Зачем суешся с твоею бЂдностью и смрадом во град вышняго? Забыл ты то, что и бабы знают? Не пришло на память, что библіа есть храм вЂчнаго славы, а не плотскія твоея дряни? Для чего ты там находиш піянство, мотовство и твои амуры? / 20/481 / Не сіе ли есть осквернять субботу, преблагословенную сію субботу. Ей, оскверняеш, когда вводиш рабское иго и тяжкую работу в страну совершеннаго мира и свободы. Пожалуй, уцЂломудрись. Иззуй твои сапоги дома, омый руки и ноги, оставь твое все тлЂнное и переходь к божественным. Пасха! К сему переходу библіа тебЂ есть и мост, и лЂствица. Пасха! Там тебЂ воздастся вмЂсто тлЂнія все нетлЂнное. Пасха! Вкусиш, чего око твое не видЂло и на сердце тЂбЂ не всходило. Пасха! Если она бьет тебе в ланиту, оборотись второю, южною стороною к ней моря. Пасха! Если благое воздаеш ей за благое, не великая еще благодать в тебЂ. И заблуждаемый чтец то же творит. Но если злое тебЂ представляет, а ты вмЂсто того нашол ей благое, тогда-то ты сын вышняго и сія-то есть пасха, \48\ Представляет ли тебЂ и похваляет в ЛотЂ піянство? Помяни, что наше піянство злое, а божіе доброе.

Пасха! Мати твоя библіа ничего не хулит, кромЂ твоего, и ничего не хвалит, кромЂ божіего. Пасха! Хвалит ли змія? «Будите хитры.. » Помяни премудрость Христову. Он сам змій есть. Пасха! СовЂтует ли все продать, а купить нож?

О младенец! Не поминай о твоем ножЂ. Сей есть оный кинжал, коим сквозь брюхо пронзил внук / 20/482 / Ааронов Финеес израилтянина, блудодЂйствующаго с мадіанкою, — одним ударом и его и ее.

О чтецы мои, чтецы! Да даст вам господь мой кинжал сей, дабы Лотовы жены сея, с безчисленными любодЂйствующія, пресЂкся яд и вред. Да пронзит ложесна блудницы сея даже до костей и мозгов ея тончайшій вострей силы и духа божія! Пасха! Величает ли она пред тобою солнце, луну, звЂзды, радугу, цвЂты, травы, древа, птицы, рыбы, человЂка — властелина всЂх тварей оных, в свЂтлой господней седмицЂ созидаемых? Пожалуй, онЂмЂй на время с подлым твоим миром и со всЂми смертными смертных писателей коперникианскими системами. Оставь сей весь физыческій гной и мотылу буйным и насморкливым дЂвам. А сам кушай со Іезекіилем благоуханный опрЂснок и сытоностную манну священныя пасхи божія, преходя от земли к небесным, от осязаемых к неосязаемым, от нижняго, тлЂннаго, в мир первородный. Пасха! Повели так, как Навин Іисус и скажи солнцу: «Останься в твоем мирЂ! Теперь ты мнЂ не нужное. Я иду к солнцу лучшему тебе. Ты питаеш, просвЂщаеш и согрЂваеш раба моего, плотскую систему. Но оное невечерьнее / 21/491 / солнушко самаго мене, мой центр, мои мысли, мою сердечную бездну, ничем видимым и осязаемым неудовляемую и неукротимым волнуюшуюся свирЂпыя жажды бЂшенством, ширшую всЂх Коперниковых міров, насыщает, услаждает, утишает и утЂшает полно.

Пасха! Да станет солнце на западЂ! Да воззрит сердце твое на новый свЂт, воззванный из тмы и мрака, из солнца вечерняго, возсіявший над ширшею небес бездною сердца твоего. Да памятует память твоего сердца, чего не видит твое тлЂнное око! Господи! Что есть свЂт твой, напоминаемый нам западнаго солнца монументом? Скажи мнЂ. «Скажи мнЂ, господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумЂю». Открой мнЂ: на кій конец ведет нас и куда сей день наш, сіе солнце наше? Развяжи мнЂ, кое есть и что значит число дней наших, число седмицы, бЂдныя сея седмицы дней наших сих? «И бысть вечер, и бысть утро...»

О несмысленные! Коль мы косны и тупы в разумЂніи пророческих пЂсней! Но сей ли есть преподобный образ, чтоб изобразить преподобнаго мужа? И чтоб поставить всемірное \49\ сіе око монументом недремлющаго ока? Сей есть оный муж: «Господи, что есть человЂк, яко помниши его?» / 21/492 /

Пророки уподобили его нашему солнцу. «ЧеловЂк суетЂ уподобися». Не горнее ли царство библія? Не он ли царь блаженныя страны живых? Не ему ли власть на небеси и на земли? Не он ли судія над дЂлами рук божіих? Не он ли начало и кончина всея библіи? Не он ли в солнцЂ положи селеніе свое? ОдЂяйся свЂтом его, яко ризою? Не он ли пядію измЂрил седмицу дней наших? Не он ли премудрость, создавшая себЂ дом сей седмипирамидный? Не его ли поет солнце и пЂснь оная: «Пребудет с солнцем»? Его-то небеса проповЂдуют, ему-то слава в вышних сих фигурах, он-то есть день, источник вЂчности, ни в высоту, ни в глубину, ни в широту не ограниченныя, наполнившія и носящія всяческая до послЂднія жилки и волоса. Сему-то дню, дневи великому и дивному, наш день отрыгает глагол и слово благо. Сей наш день есть икона и картина, есть образ для онаго, море и кит, Іону отрыгающій.

«Се вам знаменіе». В сих солнечних ризах, в сей плащаницЂ и пеленах обрящете младенца, краснЂйшаго всЂх сынов, сына онаго: «Дондеже пришедши, ста верху, идЂ же бЂ отроча».

«Се благовЂствую вам радость велію! БлаговЂствую / 22/501 / от ветхаго дня — новый, от плача — вЂчную радость. Вострубите, небеса! БлаговЂстите и вы, други мои: «БлаговЂстите день от дне».

Возрадуемся и возвеселимся в сей день! Не в худую сторону завело ты нас, о солнце наше! О ты, огненный херувиме! Колеснице нашего новаго человЂка. Довезла ты нас, колеснице божія, туда, куда довела волхвов звЂзда. Протчіе на сей колесницЂ не сыскали ничего, кромЂ физыческаго блата и своея плоти. Сами на ней сЂли и на конях ея, будьто на твердом чем. ЗатЂм и погрязли в огненном сем морЂ солнечном, в содомском сем огнЂ и жупелЂ. Мы же, призвав имя божіе и онаго Исаина человЂка: «Царя со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалеча». Добрались с Израилем до гавани, до твердой гавани южнія стороны, оставив колеснице гонителей со всадниками их в потопЂ вод многих, воспЂвая господу нашему пЂснь побЂдную. «Сіи на колесницах, а тЂ на конЂх». «Погрязоша, яко олово в водЂ».

Оставайся ж ты, колесница, себЂ! Теперь ты не нужна, когда довезла к тому, кому имя восток, довела нас туда, «идЂ же бЂ отроча». Он тебЂ велит: «Да станет солнце!». И ста солнце.

Вот так-то подобает вкушать пасху и во исходЂх насыщаться премудрости. БесЂдовать в проходЂх! / 22/502 / \50\

Пасха! Таким побитом встрЂчайся и с луною и со всею натасканных в седмицу созидаемых тварей дрянью. Не трогай клятвы Іерихонскія, сЂки с Навином всяк язык бозбожный даже до предЂл. Все то язык, что клятва, все клятва, что плоть, и все то плоть, что сЂнь, знаменіе, образ или предЂл... Слышь! СЂки, не щади ничево. Заколи с Петром всякое там дыханіе, брось мертвое, кушай живое, скверное скверни, а святи святое. Един свят, един господь. «Воутріе избивах вся грЂшныя земли...»

ДЂлать беззаконіе есть то: духовное превращать в плотское, а божіе дЂло в человЂческія и физыческія плетки; портить матерь нашу общую Еву — библію, жизнь нашу по-зміиному. Для себе-то все освятил бог, почто к себЂ влечеш, о змій? Почто разоряеш, что сотворено, о убійца? Плоть — ничто же, и все плотское есть идол и ничто же. ЗдЂлай духовным — вот истина! Вот дЂло! Вот сотвореніе! Сотвори ангелы сія духы, а не плоть. Все то ангел, что служит богу, все то служит, что хвалит, все то хвалит, что для его собрано, здЂланно, посвящено. Слушай все и сотвори все, тогда ты мнЂ муж мудрый, основавшій себЂ храмину на камнЂ, не на пЂскЂ. Вот твердость! Пасха! Слышиш воскресеніе? Не суйся с твоим! Слышиш рожденіе? Забудь твое! Слышиш о дщерех Лотовых? Не поминай людей и дому отца твоего! Проходь, о дщи моя, далЂе, приклони ухо твое гаразда. Пророки тебЂ твоим языком говорят, да не о твоем, подлыми и ветхими рЂчми да новое и премудрое. Проходь твое. Исходь к доброму. Вот что значит: «Премудрость во исходЂх поется». / 23/511 / «Исходы мои — исходы живота».

Вознесись хоть к солнцу, как орел, и солнце есть тлЂнь и ветошь, а ты все то же летиш по воздуху. Сего орла гнушается Соломон: «Не вЂм орла, паряща по воздуху». Не только все под солнцем, но и самое солнце есть ветошь и суета. Мірская система всякая есть идол Деирскаго поля, а златая глава его есть то солнце. ДоколЂ ты в мірЂ, дотолЂ в суетЂ, а не во исходЂ божіем с быстрозорным оным наперстниковым орлом, о коем, как о любезном, вопрошает бог Іова: «Твоим ли повелЂніем возносится орел?».

Все подлое и все низкое, кромЂ бога, и не можешь похвалиться с Павлом: «Не всуе текох». Поколь ползеш со зміем, Соломону ненавистным, по камнЂ и по стихіам физыческим, а с орлом, имущим око совиное, лЂтаеш по осязаемом воздухЂ. «Всяка плоть — сЂно».

Возлети сверх стихій, пролети всю воздушную бездну, вылети со всей тлЂни в незыблемую твердь вЂчности, вот тогда-то ты находишся во исходЂ Израилевом, от рабства физыческаго, бЂднаго сокрушеннаго. В то время воспой с Аввакумом пЂсеньку сію: «Господь бог мой, сила моя, и учи-\51\нит нозЂ мои на совершеніе, и на высокая возводит мя, еже побЂдити мнЂ в пЂсни (поющей) его». Видиш? Коль высоко восходят пророческія музы! ПримЂть и ражжуй сіе: «ПобЂдить в пЂсни». СирЂчь взойтить туда, куда божія муза ведет. Так и римляне говаривали: Ascendere, superare montem. Сіе-то значит преставлять горы, дабы физыческая / 23/512 / стЂнь Лотрвой дшерЂ не мЂшала, дабы не застЂняла вЂрЂ орлим оком, будьто чрез телескоп, прозирающей отдаленное и высокое, но вездЂ сущее — свЂт, за тмою свЂтящійся; верхи холмов, из среди потопа выникающих; землю и гавань израилскую, обЂтованную, высокую, нагорнюю, залив, нЂдро и лоно Авраамле; камень и дом мужа мудраго; горличино гнЂздо, возлюбленная селенія господа сил; субботу и шабаш многобЂдственному плаванію; кончину дней и исполненіе рыданія своего, оный, сказую тебЂ, восход и исход и пасху, каторая была центром сладчайшія бесЂды оныя между трема оными собесЂдниками: Христом, Мойсеем и Иліею на ФаворЂ. «Прійдите, взыйдем на гору господню...»

Но, о господи! Не возведеш нас вовЂки на гору твою нашею силою и мудрованіем, раз†твоею единою. «Не изыйдеши, боже, в силах наших». Ты один даждь нам помощь. Исходы твои высоки исходят в живое, а мы есмы всЂ от физыческія смЂси, плоть и кровь, дух бродяй по мертвым стихіам; не обращаяйся в горняя, раз†в Содом. Кто ж взыйдет? Вить уготовляется хотЂніе от господа. И орел его ж повелЂніем возносится. ГдЂ же взять нам вторую волю, вторую душу, сердце и око? Вот гдЂ: «Подобает вам родитися свышше». Тогда прочувствуем вкус в сем. «Премудрость во исх[одех] поется».

«Поминайте жену Лотову!»

Если ты, друг мой, рожден уже свышше и сугуб еси естеством, так здравствуй ты, дщерь Лотова! / 24/521 / Радуйся, невЂсто неневЂстная! Слыши, дщи! Не забудь, что в странЂ в царст†живых нЂт возраста, пола и разности. Все там в богЂ, а во всем всячеством есть бог. Когда ты дщерь, тогда и невЂста, и мати, и сестра, а Лот тебЂ и отец, и жених, и сын, и брат и наоборот. Исаіа то невЂстою, то женихом является божіим. «Яко на жениха, возложи на мя вЂнец». «Яко невЂсту, украси мя красотою».

Христос другов своих называет купно и матерью, и братом, и сестрою. Хоть библіа тебЂ, хоть ты ей дщерь и отец, и брат брату, и друг другу, и сестрЂ сестра. Соломон и женою, и сестрою, и братом, брату помогающим, называет премудрость божію. У сего-то друга-сосЂда друг занимает во евангеліи хлЂб для гостей. И не то же ли есть, что Давиду любезная Авигея приносит в дар нЂсколько кошиков, наполненных смоквами, гроздіем и чисто спеченными хлЂбами? \52\ И не то же ли дЂлает Мелхиседек Аврааму, Авраам же гостям то же своим? И не то же ли, что.Давид, побЂдив с Авраамом, по Аввакумову, всю содомскую дрянь, в пЂсни пЂсней божіих и превзошел всЂ стихіи, всю же смерть поправ, возшел в Сіон, по Павловому, к оному на обЂд столу, от котораго не имЂют власти вкусить всЂ осязающіе содомляне, и не только сам насытился, но и неимущим охотникам раздарил хоть по одному блину сковородному? «Возшел еси на высоту, плЂнил еси плЂнь...»

Кратко сказать, все, что похваляется о дружбЂ, о родствЂ, о угощеніи, о хлЂбЂ, о яствіях, о одЂяніи, о домЂ и его / 24/522 / украшеніи, о дарах, о виноградах, о вертоградах и плодах, напримЂр: Иосиф дает пшеницу братьям своим, подлагает им золото во вретище их. Савская царица посЂщает Соломона и угощается. Ломлются хлЂбы в пустынЂ для голодных 5000. Дары от волхвов приносятся. Уготовляется царская вечеря и протчая. Знай, что все сіе смотрит на пированіе дщерей Лотовых и все есть, сего ж корня отрасль, как поток источника. «Упіются от тука дому твоего». «Блажен, иже имЂет племя в СіонЂ». «Блажен, иже снЂст обЂд». «Премудрость созда себЂ дом». «Пиша же и упишася с ним». «Пійте от нея вси». «Познася има в преломленіи хлЂба». «Положите мя в яблоцЂх». «Под сЂнь его возжелах». ВсЂм сим вракам вот куда исход: «Брат, от брата помогаемый, яко град тверд». «Аз брату моему и брат мнЂ».

Смертен не рожден свышше, не есть родственник библіи. Не может смертное сердце соединиться с божественным сердцем. Великое противострастіе, сіесть антипафіа, коликое между небом и землею, между дневною птицею и нощною, между сокрушаемым и вЂчным. Мысль или сердце есть то дух, владЂтель тЂлу, господин дому. Вот точный человЂк! А тЂло? Есть устричный череп. Если сокрушаемыя физыческія мысли и сердце, тогда человЂк есть мертвая стихіа, прах и тЂнь и ничто же. «О Исаіе! УвЂждь, яко пепел есть сердце их».

О, коль правдиво называет таких библіа мертвыми! Созидается же и воскреснет тогда, когда зародится в сокрушенном еердцЂ сердце вЂчное, и над темною нощных мыслей бездною возсіяет солнце истины оное. «Да будет свЂт». «Иже и возсія в сердцах наших». / 25/531 /

Библіа есть мысли божія, сіе есть сердце вЂчное, а сердце вЂчное есть то человЂк вЂчный. «Помышленія сердца его в род и род».

Не кстати ли пророки, сирЂчь очитыя, живыя и божественныя сердца, физыческое, грязь освЂщающее солнце сотворили портретом, богочеловЂка образующим, сирЂчь божественных мыслей и родник вЂчных лучей — сердце, восходящее \53\ над темную адских сердец бездну и невечерним свЂтом просвЂщающее. Вот какія сердца могут наслаждаться библіею! Она им родная родня. ВЂчный вЂчнаго любит. Дух духа знает. Дух вся испытует и всЂ глубины божія. Дух чистый написал библію, не иной, а той же дух и сердце чистое развяжет ее и скажет: «Мене ли мнится утаити?». «Отверзох аз брату моему, брат мой прейде». «ОбрЂтох мужа по сердцу моему».

А как чистое и свЂтлое, как полуденное ведро, сердце есть истинный бог, так стихійное и пепелное есть нечистый дух. Знать-то он тонкій, но воздушный, когда же воздушный, тогда и стихійный, а посему и грубый, и темный. Сей воздушный дух царствует во всЂх смертных, раз точію рожденных, и каков сам, такіе и подданные и домашніе его — враги человЂку нашему. Сей есть царь содомскій, дух слЂпый, стихійный, плотскій, физычный. Посему-то содомляне бродят во мракЂ, бьются об стЂны, осязают двери, прутся во весь опор ко пиру, шатаются и бЂсятся, предстоят дверям исключенны. Но Лот о гладном их сердцЂ, ядущем вся дни живота своего пепел и воздух, / 25/532 / не милосердствует, не хочет насытить душу тщу и душу их алчущу, а пирует и угощает любезную родню свою ангелов, гостей, свышше рожденных и свышше пришедших, божіих людей. Сюда-то точно смотрЂл Давид, когда пЂл: «Вскую шаташася языцы?» «Предсташа царіе земствіи». Ищут плоти да любодЂйствуют. Не вселится дух божій в сердцах сих и не вкусят вечери господнія. «Блажен, иже снЂсть обЂд во царствіи божіи».

«Поминайте жену Лотову!»

Полюбомудрствуем еще, о други мои, над сим болваном. Учитель наш не сказует: «Осязайте», но: «Поминайте». Да не прелюбодЂйствуем. Осязается плоть, а памятуется дух. Осязается прах, а вЂчность вЂруется. Рука ощупывает камень, а сердце наше памятію вЂчною обоняет смирну нетлЂнія. В сугубом сло†божіем, сугубым чувством сугубаго в нас естества чувствуем сугубое, будьто взирая на радугу, в ту же минуту за спиною видит наша память солнце, образуемое, как в зерцалЂ, в чистЂйших водах небесных, и когда очи солнечную тЂнь, тогда ж и сердце, господин очей, зрит самое міра свЂтило вселенское. О Лоте! Пасха наша! О сладчайшій Лоте наш! Веди нас, веди на горы твои! Мы на твою жену взираем, как на радугу, а тебе памятуем, о свЂте невечерній, над бездною сердец наших возсіявшій! Памятуем памятью чистаго и вврнаго сердца, воспЂвая тебе с нашим Исаіею: «Путь господень есть суд». «Уповахом на имя твое и память, ея же желает душа наша». / 26/541 /

ВозсЂл еси, сверх жены твоея, как орел над трупом, как судія на радугЂ, судяй правду, и мир на мир ближним и \54\дальним благовЂствуя: Христе Іисусе. Ты и плоть и дух. Ты и радуга и солнце наше. Радуга, яко солнцем образуемый не вещественный образ, ипостаси отца твоего. Солнце же, яко лучи и сіяніе славы его. «Царя со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалеча».

Труп наш сидит и почивает, а сердце наше течет. Преходит от трупа к богу, от обуялаго к премудрому. ВозлЂтает, как Ноева голубица, вышше потопных вод всЂх стихий, да почіет на холмах вЂчности. Пасха господня есть то суд, когда сердце перелЂтывает от тмы к свЂту, от глупости в разум и суд. «Не воскреснут нечестивые на суд».

Скажите мнЂ, братія моя, чему подобна пасха наша? Подобна кораблю, пловущему в древнюю гавань острова Родоскаго. Воротами оныя гавани кумир. Ноги его суть вереи врат, а свод врат — то его чресла. Сквозь вздорныя сія ворота между голенями исполина сего входили всЂ корабли в гавань.

О други мои! Страшное и срамное встрЂчает вас. Сей есть скверный идол — жена Лотова. Не убойтеся Голіафа сего. Его ж кинжалом заколем его. Любезный пророче Науме! Прійди и покажи нам суть великія сея любодЂйцы. Вот пророк! «Открыю задняя твоя к лицу твоему».

Не бойтеся: яд смертный сей не повредит вашего чистаго сердца. Сей василиск лицем убивает аспид, / 26/542 / сей и лев в преддверіи вреден, а за хребтом его — мир и дружба. Там почивает волк со агнцем без всякой опасности, и рысь с козленком, и лев с теленком, и медвЂдь — товариш быку, а молодое отроча — сосЂд пещерЂ аспидской. Там смЂло на аспида и василиска наступиш, на льва и змія, не в язву, но в забаву. Дерзайте! Родилось нам отроча: нестарЂющийся наш Купідон. Он ведет нас за хребет. Хотя пойдем посредЂ сЂни смертныя, хоть между голены сего исполина Деирскаго — не бойтеся — с нами бог. Пойдем же теперь в гавань. Прейдем до Вифлеема. Там рождают не в бурях морских, не в яростных волнах и рЂках и не в стремленіи текущих стихій, но на горних горах и плодоносных — плодоносныя и чистыя козы и еленицы. «Тамо роди тя мати твоя». «Прейдем до Вифлеема».

Прощай, сланый столпе! Прощай, скверное и дурное лицо! Прощай, любодЂйце, души и тЂла убійце! Оставайся нЂмым, кумире! Чтись от подобных! Отверзите нам врата правды! Врата чистыя дЂвы, врата жены добрыя! Жены похваляемаго и брата, и мужа ея во вратЂх ея затворенных и запечатлЂнных. Се новый наш Наум открывает нам послЂдняя божественныя пасхи! Вводит новое сердце наше в новый суд и разум, за прелюбодЂйственным лицом позади, за стЂною сею стоящій. «Се сей стоит за стЂною нашею». / 27/551 / \55\

К наличной исторіи, сверх бабіих басень и кромЂ смертоносных соков, открывает нам второе, чистое, нетлЂнное, спасительное, послЂдующее за ядом, захребетнее, послЂднее, вЂчное, божіе; да, не на лица зряще, судим, но испытуем завЂсою сокровенное и дверью затворенное, да еще и что смертно испіет, не повредится вЂрное сердце наше. ГдЂ теперь твое, смерте, жало? ГдЂ нынЂ твоя побЂда, о адскій исполине? Пройдохом сквозь огнь и воду. «Открою задняя твоя к лицу твоєму и покажу языкам 4 срамоту твою и царствам безчестіе твое... Положу тя в притчу. Возвергу на тя огнушеніе по нечистотам твоим».

НецЂломудренная сія о ЛотЂ басня есть притча и образ, завивающій в нечистом портищЂ своем пречестный маргарит царствія божія и закрывающій, будьто орЂшная корка, зерно. Сими-то орЂхами весь библейный рай, как родоскіе вертограды плодами, наполнен и преисполнен. «В вертоград орЂхов снійдох».

Коль услаждается в сем вертоградЂ сугубо рожденный человЂк! Как в зерцалЂ, видно в Соломоновской «ПЂснЂ пЂсней». О пречестный амур! О вЂчносте! Пресладчайшій и ненасытный мусте! Ядущіи тя еще взалчут; и піющіи тя еще вжаждут. «Бог любовь есть». Вдающій душу свою и размышляющій в законЂ вышняго премудрости всЂх древних взыщет и / 27/552 / в пророчествіих поучатися будет. ПовЂсти мужей именитых соблюдет и во извитія притчей совнійдет. Сокровенная притчей изыщет и в гаданіи притчей поживет 5.






ПримЂта 6-я

О ЧТЕНІИ В ПОЛЗУ ДУШЕВНУ


Видиш, друг мой, что многія добрыя соки источило одно слово, с толком раскушенное. Бібліа есть точная луза. Вырви из сея лузы один орЂх, един только лузан. Раскуси его и разжуй. Тогда ражжевал еси всю біблію. ВсЂ сея лузы (орЂшняк) орЂхи по скоркЂ видь вельми разнятся, а по зерну не говорю подобное, но то же.

Частицы разбитаго зерцала єдино вев лице изображают. А разнообразная премудрость божія в различных в стовидных, тысящеличных ризах в царских и в селских, в древних и нынЂшних, в богатых, в нищих и в самых подлых и смЂшных одеждах аки крьтн в терніи сама собою все украшая, является єдина и тажде. Ей! Она-то есть точный правдивый Морфей.

Как един змій, вьется, развивается в разныя формы. Впротчем, не будем безчинно и безмЂрно жрать слово божіе и тЂсниться с ним в солило, если будем ждать, поколь / 28/561 / \56\


Сторінка автографа трактату «Жена Лотова». \57\


само оно нам подаст свое божественное и невидимое под видом внЂшностей тЂло.

Ученый премного жрет. Мудрый мало яст со вкусом. Ученость, прожорство — то же. Мудрость же и вкус есть то же. Истиный вкус при здравіи, а прямая мудрость при ползЂ. НЂт лучше ничего, как истинна полза; и нЂт лучше ползы, как полза душевна. Полза душевна есть лечба, пища и здравіе сердцу. Здравіе же — веселіе. И что ж сего дражайшее? Все суета, кромЂ сего. Приживи мнЂ хоть цЂлый мыр, все суета без радости. Здравіе от многожорства, мудрость разнь от учености. Прожорство раждает болЂзнь, мЂрная же пища крЂпит. Не читай — да множишь порок! Читай — да заколешь порок. Аще же любишь неправду, ненавидишь твою душу. Возлюби сам свою душу и будь блаженный самолюб, возлюбленный Соломону, о коем так воспЂвает: «Разумливый праведник себЂ друг будет».

А сіе тогда бывает, когда без всяких иных намереній, для того только читаем, дабы очистить, просвЂтить и укрЂпить душу нашу. Очистигь от людских мнЂній. Напитися божественных и укрЂпитись против страстей душевных, противу зависти, ненависти, гнЂва, скорби, смущенія... А сим самым вмЂсто сих тиранов воздвигнуть в себЂ царствіе божіе, сирЂчь духи спасителныя, мирныя, радостныя. Сей-то есть блаженный оный книжник и граммотник, / 28/562 / котораго Христос, похваляя, равняет его с господарем.

«Всяк-де книжник, научивыйся царствію божію, износит от сокровища своего новая и ветхая».

Мот, вЂтрогон гонит пустош, а господар — полезное. Сімон-волхв тут ищет злата, а книжник — духа святаго. Воистину не будет пророческими тайнами никогда обжираться той, кто вЂрит Павлу, что тайны ни полушки всЂ-на-всЂ не стоят, если им любовь божія не будет предводителницею. Она основаніе и верх всему. Зачинается горким крестом, кончится Христом, иже есть мир, любов и правда наша.






ПримЂта 7-я

О ВЂРНОМ ВОЖДЂ


Что в первом, то же самое и в послЂднем мЂстЂ сказать должно, чтоб не избрать нам предводителя из числа тЂх, которыи суть любители не духа, но сенно-писменнаго мрака и убивающія нас баснословныя бабскія історіи. Такія-то повЂсти называет Павел родословіами пустыми, іудейскими и бабіими баснями, душу не насыщающими. Сіи вЂжды люблят внЂшнюю стЂнь и на ней совершенно почивают, не возводя с Давидом очи в духовныя горы и ко оной царствія божія \58\ трапезЂ, от коея только одни поднявшіися вышше плоти высокіи умы наслаждаются, каков был вождь Товіин Рафаил. / 29/571 / О сей трапезЂ сам хвалится Павел так: «Имамы олтарь, от него же не имут власти вкушати (всЂ), служащіи сЂни».

Называя себе служителем не письмозвонства, но духа и знающим Христа не по плотской історіи, сам Христос называет их рабами, в том же домЂ находящимися, но о секретах господских не вЂдущими. «От нас, — говорит наперсник, — изыйдоша, но не бЂша от нас».

Таковых во гла†9-й проклинает Іисус Навин: «Прокляты есте, — говорит, — и не оскудЂет от вас раб».

Да и как их не проклинать, когда они мЂшают отрокам Ісааковым? Сіи отроки с господином своим единственно трудятся в том, чтоб вырить ключ чистыя и фонтан вгору прядущія воды. Роют, как в землЂ, в плотской історіи, откидая ее на сторону, как Мойсей камень от кладязя, чтоб утолить жажду бЂдным овцам своего тестя. Но филистины вездЂ мЂшают, вездЂ землею закидают и кричат: это земля наша! Это по плоти должно разумЂть, а иначе все сіе есть привидЂніе. Мечта... Но дЂти Ісааковы дух почитать за истину, а всю плоть за суету не престают и старыя кладязи от грязи очищают, а новыя на / 29/572 / всяком мЂстЂ копают, восклицая с господином своим: «Плоть ничто же».

На что нам родословія історичная? Кая полза? На что мЂстоположенія тлЂннаго рая? Кую душЂ нашей ползу принесет форма и мЂра ковчеговска? К чему исцЂленіе плотское? К чему воскресеніе тлЂнное, паки в тлЂнь обращающееся? Да паки работаем подлой плоти и страстям? Ей! един дух нам вкусен и полезен, очищая, исцЂляя, проницая в самыя тайныя начинанія души нашея и мир нам раждая.

Но, кажется, святый Іуда апостол жестоко их оцЂняет. «Облацы безводныи — плоть, духа неимуща» и протчая. Сіи-то сЂют расколы во всем мырЂ. Спорятся о происхожденіи духа, о сакраментах, о вЂрЂ, о церемоніах, о ангелах, о муках, о блаженствах и протчая, враги креста Хрістова и заповЂдей его животворящих.



Конец


И богу слава. \59\












Попередня     Головна     Наступна         Примітки


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчанин, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )




Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.